Закономерности обучения:
- зависимость содержания, форм и методов обучения от уровня социально-экономического развития общества, от социокультурной ситуации
- зависимость от условий в которых протекает процесс обучения
- зависимость от особенностей воздействия развивающейся личности с окружающим миром
- зависимость процесса обучения от возрастных и индивидуальных особенностей и возможностей личности
Принципы обучения — руководящие идеи, нормативные требования к организации и проведению дидактического процесса.
Принципы обучения:
- научность обучения
Требует, чтобы содержание обучения знакомило учащихся с объективными научными фактами, законами, отражало современное состояние наук.
- доступность обучения
Требует учета особенностей развития учащихся, чтобы они не испытывали интеллектуальных, моральных и физических перегрузок.
- наглядность обучения
Означает, что эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала.
|
|
- прочность обучения
Означает, что знания должны становиться частью сознания учеников, основой их привычек и поведения.
- проблемность обучения
Означает, что в процессе обучения необходимо ставить перед учащимися познавательные проблемы и задачи, создавать проблемные ситуации, которые побуждали бы их к поисково-познавательной деятельности.
- систематичность и последовательность
Предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе, требует логического построения как содержания, так и процесса обучения.
- сознательная и активность учащихся
Означает, что обучение эффективно тогда, когда ученики проявляют познавательную активность, являются субъектами деятельности.
- единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения
Предполагает, что обучение направлено на формирование не только знаний и умений, но и нравственных, эстетических качеств, которые служат основой выбора жизненных идеалов и социального поведения.
- связь обучения жизни
Требует, чтобы учащиеся могли использовать полученные знания в решении практических задач, в преобразовании окружающей действительности.