Система профильного обучения: усвоение базовых общеобразовательных, профильных общеобразовательных и элективных курсов

Система профильного обучения предусматривает возможность разнообразных комбинаций учебных предметов. Эта система должна включать в себя следующие типы учебных предметов: базовые общеобразовательные, профильные и элективные.

Базовые общеобразовательные предметы являются обязательными для всех учащихся во всех профилях обучения. Предлагается следующий набор обязательных общеобразовательных предметов: математика, история, русский и иностранные языки, физическая культура, а также интегрированные курсы обществоведения (для естественно-математического, технологического и иных возможных профилей), естествознания (для гуманитарного, социально-экономического и иных возможных профилей).

Профильные общеобразовательные предметы – предметы повышенного уровня, определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения. Например, физика, химия, биология – профильные предметы в естественнонаучном профиле; литература, русский и иностранные языки – в гуманитарном профиле; история, право, экономика и др. – в социально-экономическом профиле и т.д. Профильные учебные предметы являются обязательными для учащихся, выбравших данный профиль обучения.

Содержание указанных двух типов учебных предметов составляет федеральный компонент государственного стандарта общего образования.

Достижение выпускниками уровня требований государственного образовательного стандарта по базовым общеобразовательным и профильным предметам определяется по результатам единого государственного экзамена.

Элективные курсы – обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана и выполняют две функции. Одни из них могут «поддерживать» изучение основных профильных предметов на заданном профильным стандартом уровне. Например, элективный курс «Математическая статистика» поддерживает изучение профильного предмета экономики. Другие элективные курсы служат для внутрипрофильной специализации обучения и для построения индивидуальных образовательных траекторий. Например, курсы «Информационный бизнес», «Основы менеджмента» и др. в социально-гуманитарном профиле; курсы «Химические технологии», «Экология» и др. в естественнонаучном профиле. Количество элективных курсов, предлагаемых в составе профиля, должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся. По элективным курсам единый государственный экзамен не проводится.

Профиль – как оптимальное сочетание трех типов курсов, отвечающий «рамочным» требованиям базисного учебного плана

Профиль есть та или иная комбинация (сочетание) базовых, профильных и элективных курсов, отвечающая общим рамочным требованиям, существующим в отношении норм учебной нагрузки: минимальным объемам учебного времени, задаваемых базисным учебным планом и максимальным лимитам санитарной нагрузки. В подготовке программно-методического обеспечения для профильного обучения правильным и возможным будет сосредоточиться на нескольких немногочисленных примерных профилях, которые окажутся наиболее естественными и распространенными. В «Концепции профильного обучения» предложено следующее примерное соотношение объемов базовых, профильных и элективных курсов: 50% - 30% - 20%.

Учебный план переходного периода. Разработка учебного плана переходного периода

В условиях переходного периода корректируются учебные планы, которые полностью реализуют федеральный компонент государственного образовательного стандарта, а также обеспечивают реализацию регионального и гимназического компонентов.

Цели учебного плана:

- реализация общеобразовательных программ в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта, обеспечивающих в условиях профильного обучения:

- равный доступ к полноценному образованию в условиях его вариативности, дифференциации и индивидуализации с учетом потребностей, способностей и склонностей обучающихся;

- дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам гуманитарной и социокультурной направленности на уровне современного развития науки;

- овладение выпускниками способами интеллектуально-творческой и практико-ориентированной деятельности;

- готовность к осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ.

В базовых учебных предметах:

- курс «Естествознание» заменен отдельными предметами «Биология» «Химия» «Физика»);

- введен предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» в соответствии с рекомендациями Минобразования России.

Профильные предметы определены в соответствии с примерными учебными планами названных профилей и скорректированы с учетом особенностей переходного этапа.

Социально-гуманитарный профиль

Профильные учебные предметы: «Русский язык» (3 часа), «Алгебра и начала анализа» и «Геометрия» (6 часов), «Обществоведение» (3 часа), «История» (4 часа).

Социально-экономический профиль

Из профильных учебных предметов «Алгебра и начала анализа» и «Геометрия» (6 часов), «Обществоведение» (3 часа), «Экономика» (2 часа) выведены предметы «География» (3 часа) и «Право» (1 час) и введен «Русский язык» (3 часа).

Элективные учебные предметы гимназического компонента направлены на реализацию государственного образовательного стандарта и качество подготовки выпускника: подготовка к ЕГЭ по предметам «Русский язык», «Литература», «Английский язык», «Математика», «Информатика», «История», «Обществознание», «География», «Биология», «Физика», «Химия». Они выполняют третью функцию (способствуют удовлетворению познавательных интересов), обеспечивают выбор учащихся (4 из 8 предложенных). Программно-методическое обеспечение элективных курсов осуществляется по программам, различным по принадлежности к уровню разработки (базовым государственным, базовым региональным, скорректированным и авторским) и по целям углубленного изучения предметов (сквозные, интегрированные, расширенные, гимназические). Содержание элективных курсов актуализировано в соответствии с направленностью профиля. Кроме того, дидактические материалы, в том числе источники (тексты, статистические данные и другие), их интерпретация также отражают профильную направленность. Элективные учебные предметы по выбору учащихся ориентированы на овладение ими способами творческо-исследовательской деятельности и включению в процесс культуротворчества.

Характеристика базисных учебных планов двенадцатилетней школы (2000 г.)

Документом, регламентирующим работу средних об­щеобразовательных учреждений – базисный учебный план, который определяет максимальный объем учебной нагрузки уча­щихся, распределяет учебное время, отводимое на освоение феде­рального и национально-регионального компонентов государст­венного образовательного стандарта.

Базисный учебный план включает не предметы, а образова­тельные области и состоит из двух частей: инвариантной и вариа­тивной.

В инвариантной части полностью реализуется федеральный компонент государственного образовательного стандарта, который обеспечивает единство образовательного пространства Российской Федерации и гарантирует овладение выпускниками общеобразова­тельных учреждений необходимым минимумом знаний, умений и навыков, обеспечивающим продолжение образования.

Вариативная часть обеспечивает реализацию регионального и школьного компонентов.

В 12-летней школе предполагается 3 ступени обучения:
I ступень - начальное общее образование (1-4 классы. Прием в 1 класс с 6,5 лет).
II ступень - основное общее образование (5-10 классы. Продолжительность обучения 6 лет. Обязательная для всех детей в возрасте до 16 лет).
III ступень - среднее (полное) общее образование (11-12 классы. Профильная дифференциация, способствующая подготовке к поступлению в ВУЗы и получению начальной профессиональной подготовки).

Дифференциация обучения позволит обеспечить получение всеми школьниками основных знаний по базовым дисциплинам, независимо от фуркации, избираемой каждым учеником, и подготовить их к будущей сфере дальнейшего обучения или трудовой деятельности. На этой ступени предусматривается совместная деятельность в системе "Школа-ВУЗ", что сделает не нужной подготовительные курсы в ВУЗах и репетиторство.

В сложившейся социально-экономической ситуации 100% переход на 12-летнее образование нерационален по следующим причинам:

1. Невысокий материальный уровень многих семей не позволит обеспечить лишние годы обучения в школе.

2. Массовый переход потребует больших финансовых затрат на учебную, методическую литературу, переподготовку учителей, программное обеспечение.

3. Острой проблемой станет обязательное обучение детей "риска", детей из неблагополучных семей.

Преимущества 12-тилетней школы:

  • в условиях увеличения срока обучения снижается учебная нагрузка учащихся;
  • уровень здоровья учащихся сохраняется;
  • у учащихся появляется свободное время для посещения кружков, спортивных секций, получения дополнительного образования, удовлетворяющего их познавательные потребности;
  • снижение психо-эмоциональной нагрузки в учебном процессе;
  • увеличивается досуговое время учащихся;
  • увеличиваются возможности профессиональной подготовки учащихся;
  • возрастают возможности использования новых педагогических технологий и методик за счет снижения объема нагрузки на единицу учебного времени;
  • возможность обеспечения педагогов полной нагрузкой в условиях демографического спада.

Формируются новые авторские коллективы для создания учебно-методических комплектов для 12-летней школы, дорабатываются лучшие из ныне действующих учебников. Система обеспечения школ учебно-методическими пособиями остается прежней, обучающиеся получат бесплатные учебники, а переход на новые учебники будет осуществляться поэтапно по мере перехода школ на 12-летнее обучение.

При разработке концепции 12-летней школы важное внимание уделяется как проблеме преемственности начальной, основной и полной школы, так и проблеме преемственности всех уровней образования (дошкольного, среднего общего, среднего и высшего профессионального образования). Предусматривается согласование преемственных стандартов всех уровней образования.

Разработка учебного плана - в соответствии с законом "Об образовании" - является исключительной прерогативой образовательного учреждения. Из центра школы могут получить соответствующие рекомендации, и так называемые базисные планы для каждой ступени школы. Главное, чтобы ребята не оказались в ситуации, когда они вынуждены постоянно доучиваться при переходе из школы в школу или "потеряли" год или больше обучения по тому или иному предмету как это случилось в прошлом году в Москве.

Проект учебного плана профильного обучения на ступенях старшей школы.

Цель проекта: обеспечение планомерного, прогнозируемого перехода к качественному и эффективному профильному обучению на старшей ступени школьного образования.

Задачи:

    Обоснование актуальности проекта

    За последние годы в системе образования города произошли существенные изменения.

    В результате социально-экономического развития общества возникла необходимость обновления старшей ступени общего образования. Основная идея обновления старшей ступени образования заключается в том, что образование здесь должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным.

    На актуальность введения профильного обучения указывают следующие обстоятельства:

      Ожидаемые результаты от реализации проекта

      1. Создание модели профильного обучения в школе;

      2. Введение предпрофильной подготовки в 9 кл. школы;

      3. Интеграция основного, общего и дополнительного образования

      4. Расширение возможностей социализации учащихся;

      5. Создание условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ.

      Необходимым условием создания образовательного пространства, способствующего самоопределению учащегося основной ступени, является введение предпрофильной подготовки.

      В этих целях в школе:

      • создаются классы предпрофильной подготовки из учащихся, где проводится целенаправленная, опережающая работа по освоению учеником самого механизма принятия решения, освоения 'поля возможностей и ответственности' - профориентационная, в которой принимают участие классные руководителя, школьный психолог (анкетирование, беседы с родителями и др.);
      • увеличиваются часы вариативного (школьного) компонента Базисного учебного плана в выпускном классе основной ступени общего образования;
      • в рамках предпрофильной подготовки школьников готовят не только усваивать информацию но и различным способам работы с ней. Учат отбрасывать старые идеи, знать, когда и как их заменять.

      Основные аналитические задачи:

      - Анализ соответствия проблемных задач с полученными результатами проведенной работы;

      - Анализ успешности совместной деятельности участников проекта;

      Критерии:

      1. Готовность педагогов работать в учебном году в профильных и предпрофильных классах.

      2. Включенность педагогов в деятельность по реализации Концепции профильного обучения

      Характеристика учебных курсов в новой структуре учебного плана: базовый, профильный, элективные курсы.

      Индивидуальный учебный план средней общеобразовательной школы на каждый учебный год разрабатывается в преемственности с планом предыдущего учебного года на основе регионального базисного учебного плана, с обязательным соблюдением требований Федерального и регионального стандартов, а также «Гигиенических требований к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях».

      Базовые курсы являются обязательными для всех учащихся во всех профилях обучения. Предлагается следующий набор обязательных общеобразовательных предметов: математика, история, русский и иностранные языки, физическая культура, а также интегрированные курсы обществоведения (для естественно-математического, технологического и иных возможных профилей), естествознания (для гуманитарного, социально-экономического и иных возможных профилей).

      Профильные общеобразовательные предметы – предметы повышенного уровня, определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения. Например, физика, химия, биология – профильные предметы в естественнонаучном профиле; литература, русский и иностранные языки – в гуманитарном профиле; история, право, экономика и др. – в социально-экономическом профиле и т.д. Профильные учебные предметы являются обязательными для учащихся, выбравших данный профиль обучения.

      Содержание указанных двух типов учебных предметов составляет федеральный компонент государственного стандарта общего образования.

      Достижение выпускниками уровня требований государственного образовательного стандарта по базовым общеобразовательным и профильным предметам определяется по результатам единого государственного экзамена.

      Элективные курсы – обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана и выполняют две функции. Одни из них могут «поддерживать» изучение основных профильных предметов на заданном профильным стандартом уровне. Например, элективный курс «Математическая статистика» поддерживает изучение профильного предмета экономики. Другие элективные курсы служат для внутрипрофильной специализации обучения и для построения индивидуальных образовательных траекторий. Например, курсы «Информационный бизнес», «Основы менеджмента» и др. в социально-гуманитарном профиле; курсы «Химические технологии», «Экология» и др. в естественнонаучном профиле. Количество элективных курсов, предлагаемых в составе профиля, должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся. По элективным курсам единый государственный экзамен не проводится.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: