Мониторинг – необходимый компонент эффективного управления. Объектами управления могут выступать условия, процесс, результаты этого процесса, деятельность и отдельные параметры. Например, качество методической работы педагогов или уровень учебных достижений учащихся могут быть объектами управления на школьном уровне.
Диагностика в управленческой деятельности поможет спроектировать комплексную модель внутришкольного мониторинга, в которую включены вариативные содержательные блоки, обусловленные субъектами образовательного процесса и их взаимодействием. Создавая модель школьного мониторинга, очень важно спрогнозировать:
- конкретные цели, задачи и направления изучения;
- объекты и субъекты мониторинга;
- механизм информационно-аналитического кругооборота;
- оптимальную структуру, средства и содержание оценочных, критериальных блоков мониторинга и успешность их проведения;
- банк инструментария для получения нужной информации, ее классификации и обобщения.
Проведение массового изучения качества обучения позволяет получить достоверную информацию о состоянии, проблемах и факторах, влияющих на результаты деятельности педагогического коллектива, уровне управления качеством профильного образования. В частности:
|
|
1. Анализ систематической информации о текущем состоянии учебно-воспитательной работы позволит судить о педагогической эффективности содержания профильного обучения в школе. Открывается возможность оперативного вмешательства и внесения своевременных корректив в педагогический процесс.
2. Изучение деятельности учителей, работающих в профильных классах и предпрофильных группах, приводит к выявлению передового педагогического опыта, их обобщению и распространению, а в отдельных случаях - и к "взращиванию" передового опыта.
3. Накопление и систематизация полученной управленческой информации и создание баз данных является основой для научного анализа тенденций и перспектив развития содержания образования и процесса обучения в профильной школе. Наличие информационного банка данных - необходимая основа для организации не только количественного и качественного, но и других важных видов стратегического анализа: корреляционного, дисперсионного, факторного.
4. Анализ применяемых методов и форм проверки в ходе мониторинга усовершенствует саму методику проведения мониторинга качества образования, в том числе и массовых измерений уровня обученности.
Мониторинговые исследования мы проводятся в 3 этапа:
I этап - подготовительный:
- постановка цели;
- определение объекта;
- установка сроков проведения;
- изучение соответствующей литературы;
- изучение имеющегося педагогического опыта;
- разработка инструментария для проведения мониторинга (тесты учебных достижений).
II этап - практическая часть мониторинга:
|
|
- сбор информации, а именно проводятся наблюдения, собеседования, тестирования,
анкетирование, посещение уроков, контрольные работы.
III этап - аналитический:
- систематизация полученной информации;
- анализ имеющихся данных;
- разработка рекомендаций и предложений на последующий период;
- вывод.
При проведении анализа возможно сочетание аналитической справки, схем, графиков, диаграмм.
Педагогический мониторинг обеспечивает педагогов и администрацию школы качественной и своевременной информацией, необходимой для принятия решений, определяемых насколько рациональны педагогические средства, реализуемые в образовательном процессе, насколько динамичны средства (формы, методы обучения, режим учебной работы), адекватны заявленным целям и возрастным особенностям школьников, специфике среды и жизнедеятельности.
При проведении мониторинга соблюдаются следующие условия:
- системность и продолжительность во времени;
- сравнимость;
- объективность;
- комфортность.