Функции классного руководителя или тьютора в классах предпрофильного и профильного обучения

Л.И. Божович, известный психолог, одна из ближайших сотрудников Л.С. Выготского, исследуя периодизацию психического развития человека, в частности, в старшем школьном возрасте, сделала вывод, что, именно, в этом возрасте происходит резкая смена внутренней позиции, и основной направленностью старшеклассника становится его обращенность в будущее Как писал Л.С. Выготский, юность и является тем переходным возрастом, в котором сам тип развития меняется с детского на взрослый.

Исходя из данной логики рассуждений, старшая школа может создавать специальные условия, в которых процесс взросления будет проходить более продуктивно, а может никак не реагировать на объективные требования юношеского возраста и тем самым тормозить его формирование.

Целью работы тьютора является персональное сопровождение ученика в образовательном пространстве предпрофильной подготовки и профильного обучения.

В ходе этого сопровождения тьютор «увязывает», координирует различные направления предпрофильной подготовки и профильного обучения (преподавание предметных и ориентационных курсов, информационной работы и профориентации), разворачивающиеся в современной школе в ориентации на конкретного ученика, тем самым, предоставляя ему возможности реального индивидуального выбора дальнейшего профиля обучения и самоопределения в профессиональном будущем.

Необходимо различать позицию и профессию тьютора. В некоторых образовательных учреждениях (гимназиях и лицеях, школах, как частных, так и государственных) существуют определенные возможности для введения отдельной педагогической «единицы» - тьютора. Но в массовом варианте предпрофильной подготовки и профильного обучения речь идет прежде всего об осуществлении целей и задач тьюторского сопровождения психологами, классными руководителями, завучами или координаторами старшей школы.

Тьютор – осуществляет персональное сопровождение каждого школьника в процессе становления у него ответственного выбора.

Поэтому осуществление каким-либо педагогом тьюторских функций задает тот необходимый педагогический фокус, который, с одной стороны, обеспечивает координацию всех многообразных структур, ставящих своей целью помощь ученику в осознанном выборе, а, с другой стороны, удерживает проблемы и трудности процесса самообразования, возникающие у школьников в предпрофильной подготовке и профильном обучении, создает условия для реальной индивидуализации процесса обучения.

Осуществление тьюторских функций, направленных на педагогическое сопровождение каждого учащегося в классе, позволяет создать такую программу старшей школы, которая учитывала бы различные направления выбора профиля именно этими конкретными учащимися одного класса в зависимости от их перспектив и образа будущего.

Продуктивность предпрофильной подготовки и профильного обучения школьников, на наш взгляд, во многом зависит от организационно-управленческих возможностей школы в рамках такой образовательной программы и ее целенаправленной деятельности по предоставлению выбора вариантов обучения, возможностей предпрофессиональных проб, оптимального сочетания предметного обучения с профильной ориентацией и личным самоопределением школьника.

Конечно, в каждом образовательном учреждении, принимающем на себя задачи осуществления предпрофильной подготовки и профильного обучения старшеклассников, будет разворачиваться своя модель образовательной программы, обеспеченная теми или иными региональными, финансовыми, административными, управленческими, организационными и прочими возможностями. Но в любой модели, избранной образовательным учреждением, введение тьюторского сопровождения позволит оптимизировать привлекаемые ресурсы.

Существующее типовое штатное расписание для образовательных учреждений, как мы уже отмечали ранее, не предусматривает специальной должности "тьютор". В сегодняшних условиях тьюторство - это, прежде всего, особое содержание детско-взрослых отношений в образовательном процессе. Поэтому тьюторские функции могут выполнять учителя-предметники, социальные педагоги, школьные психологи, педагоги дополнительного образования, члены школьной администрации и, наконец, студенты (в том числе, и выпускники данной школы), прошедшие перед этим соответствующую тьюторскую подготовку.

Юридическое оформление тьюторской работы осуществляется в зависимости от нормативно-правовых и экономических возможностей учреждения (образовательной организации): либо за счет расширения или изменения существующих должностных обязанностей социального педагога, школьного психолога и др. в условиях профильного обучения, либо за счет выделения специальной позиции тьютора и заключения с ним отдельного трудового договора (контракта). В последнем случае должны быть представлены документы, регламентирующие деятельность тьютора в школе:
- Устав школы, в котором определяются задачи тьюторского сопровождения как обеспечения процесса индивидуализации в старшей школе.
- Положение о старшей школе, где прописываются цели тьюторской работы в соответствии с концепцией старшей школы и задачами предпрофильной подготовки и профильного обучения.

Должностная инструкция тьютора в старшей школе в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения предполагает работу по нескольким основным направлениям:
- способствовать проявлению и реализации учебной и общественной инициативы при выборе и освоении профиля обучения;
- создавать условия для формирования индивидуальных учебных планов учащихся с учетом образовательных и профессиональных интересов и планов на будущее;
- организовывать коммуникацию с учащимся, направленную на анализ выбора, результатов, корректировку индивидуальных учебных планов.

(Старшая школа: тьюторское сопровождение профильного обучения Т.М. Ковалева, ИТИП РАО)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: