Речь является средством общения и формой существования мысли. С помощью языка и речи формируется мышление ребенка, определяется структура его сознания. Сама формулировка мысли в словесной форме обеспечивает лучшее понимание объекта познания.
У первоклассника высказывания, как правило, непосредственны. Часто его речь — это речь-повторение, речь- называние; преобладает сжатая, непроизвольная, реактивная (диалогическая) речь.
Школьный курс способствует формированию произвольной, развернутой речи, учит ее планировать. На занятиях учитель ставит перед учащимися задачу научиться давать полные и развернутые ответы на вопрос, рассказывать по определенному плану, не повторяться, говорить правильно, законченными предложениями, связно пересказывать относительно большой по объему материал. Передача целых рассказов, вывод и формулировка правил строятся как монолог.
Овладение речью идет по разным линиям: развитие звукоритмической, интонационной стороны речи, овладение грамматическим строем, развитие лексики, все большее осознание учащимися собственной речевой деятельности.
|
|
За счет специальной организации учебной деятельности учитель управляет речевым развитием учащихся. Одной из главных проблем совершенствования системы развития речи является постановка темы урока, заинтересованность ею и живое обсуждение учащихся. Общими задачами учителя в развитии речи школьников являются:
• Обеспечение для учащихся хорошей речевой (языковой) среды (восприятие речи взрослых, чтение книг ит. д.).
• Создание на уроке ситуаций общения, речевых ситуаций, определяющих мотивацию собственной речи детей, развитие их интересов, потребностей и возможностей самостоятельной речи.
• Обеспечение правильного усвоения учениками достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций, логических связей, активизированные употребления слов, образования форм, построения речевых конструкций.
• Проведение специальной работы по развитию речи на различных уровнях: произносительном, словарном, морфологическом, синтаксическом, на уровне связной речи.
• Способствование развитию желания и стремления у учеников говорить правильно, литературным языком.
• Развитие не только речеговорения, но и аудирования. Письменная речь принципиально усложняет структуру
общения, так как открывает возможность обращаться к отсутствующему собеседнику.
Развитие речи требует долгой, кропотливой, систематической работы младших школьников и учителя. А дома - при участии родителей.
К концу 4-го класса учащиеся должны овладеть произвольной, активной, коммуникативной, монологической и диалогической речью.
|
|
►► СИТУАЦИЯ № 52. Дислексия, как неспособность к учению, связанная с небольшими трудностями в овладении чтением, заключается в том, что младшие школьники путают буквы «Э» и «3». Им трудно не только называть буквы или слова, но также предметы и цвета. Извлекая из памяти слова: «стол», «синий», они тратят больше времени, чем сверстники. Таким детям трудно на слух определить два отдельных слога в двухсложном слоне или установить, с какого звука начинается слово и каким заканчивается.
С чем может быть связано явление дислексии?
Как помочь таким учащимся?
Решение. Предполагается, что это связанно с «дисфункцией мозга».
- большинство детей начальную стадию овладения чтением проходят быстро, а эти дети задерживаются на ранних стадиях чтения. К тому же они позднее начинают говорить, и их речь менее развита, чем у сверстников. Есть много фактов, подтверждающих роль наследственности н этом расстройстве.
Обычно этим расстройствам страдали и родители, братья, сестры.
Коррекционная работа с днслектиками должна проводиться по разработанной специалистом программе, которая предусматривает:
EE. обращение внимания на занимательность материала;
FF. возможность быстрого достижения успеха;
GG. создание у ребенка чувства уверенности в своих силах. Дети-дислектики, сумевшие быстро преодолеть свой недостаток, могут стать преуспевающими взрослыми, как Т. Эдисон, X. Андерсен и др. Они в детстве страдали дислексией.
►► СИТУАЦИЯ № 53. У ребенка с нормальным зрением затруднено чтение мелкого шрифта в отличие от доступ-
- ых ему текстов, написанных крупными буквами.
Какие могут быть причины?
Решение. Одной из причин может быть то, что, уже владея прочтением слов и фраз, ученик еще не освоил необходимую для полноценного чтения операцию «конструирования» текста.
Сформированное чтение включает в себя возможности организации пространственного поля текста, что при плотной печати и мелком шрифте более затруднено, чем при восприятии текста, напечатанного крупно, с отчетливо заданными интервалами, окончаниями фраз, заметно ныделенными абзацами.
►► СИТУАЦИЯ № 54. Иногда у детей в начальной школе нозникает явление, называемое дисграфией.
Что характерно для дисграфии?
Решение. Дисграфия — это нарушение письменной речи, мешающее освоению школьной программы. Часто это выявляется только во 2-3-м классе, что делает процесс исправления письменной речи очень трудоемким. В основе нарушения письма лежит нарушение звукового анализа или синтеза слов.
Нарушение звукового анализа выражается в том, что ученик воспринимает слова целиком, опираясь главным образом на смысловую сторону, и не воспринимает его фонематической стороны, т. е. определенной последовательности звуков в слове. При нарушении синтеза ученик не может из данного ряда букв составить слово. Возникает пропуск, замена букв — в соответствии со смещением и заменами в устной речи.
Чаще всего смешиваются свистящие и шипящие, звонкие и глухие (ч-ть, ч-щ, ц-с, ц-т), т. е. неправильное обозначение твердости и мягкости при письме.
►► СИТУАЦИЯ № 55. Наблюдения психологов показывают, что курсовые работы, представленные студентами в компьютерном варианте написания текстов, содержат огромное количество различного рода ошибок, чего не наблюдалось раньше, когда текст сначала был написан от руки и затем перепечатывался с помощью пишущей машинки. Как можно объяснить эти явления?
Какой вывод можно сделать относительно первоначального обучения письму?
Решение. Можно предположить, что ошибки, возникающие при переводе действия письма в новые условия, указывают на недостаточно упроченные операции контроля за письмом, а также (возможно) слабые слухоречевую память и звукобуквенное соотнесение.
|
|
Этот же факт говорит о важности полной проработки всех составляющих психического действия на этане первоначального обучения.
11а схеме 37 представлены основные звенья, а также чествующие в этом процессе мозговые зоны и нейропси- \м имические факторы, которые одновременно являются продуктом работы определенной зоны мозга и входят в ка- •II I rue составляющего звена в структуру психологического действия (по Н. К. Корсаковой).
Почему ученику необходимо хорошо освоить действия письма? Как происходит процесс овладения письмом?
• ройдя этап формирования психического действия пись- м,|, вся система «сжимается», укорачивается и упрощается. Лнтоматизированное письмо практически включает в себя
• п.ко желание написания, его исполнение и слухоречевую п.шить. Одновременно сохраняется и количество работающих мозговых зон.
15 результате сознание ученика будет переключено с акта п.шисания на его смысл. Ученик сможет внимательно слушать, о чем говорит учитель.
11е случай] го Б. А. Сухомлинский в своей школе в начале |.ыедого учебного года проводил проверку того, как ученики п 1лдсют учебными навыками, в том числе и навыком письма.
Схема 37