Психологические действия и соответствующие мозговые зоны

Функциональное значение в процессе письма Зона мозга Нейропсихологи- ческий фактор
Зрительный образ буквы
ли: шиз элементов, включенных и пукву, различение письменных и печатных Пуки. Затылочные отделы. Перцептивный.
Зрительно-пространственный образ буквы
1 ’.сличение букв, имеющих 1 модные: конструкцию (и и, р-ь) и пространственные дошли (ш-щ, у-ц, б-д), положе- нип буквы в зеркальном про- ■ 1ршк;тве. Теменно- височно­ затылочная подобласть. Пространствен­ ный.
Исполнение написания
а) Схема движения, соответ­ствующая образу буквы; б) Тонкие движения руки, плавность перехода от одного элемента к другому, от одной буквы к другой. Теменная об­ласть. Заднелобная (премотор- ная) область. Кинестетический. Кинетический.
Инициация написания
Постановка целей; выбор про­граммы сочетаний букв, слов; контроль за написанием с по­ниманием смысла; расстанов­ка знаков препинания. Лобные от­делы. Произвольной ре­гуляции.
Соотнесение звука и буквы через проговаривание
Различение сходных по артику­ляции звуков (д-н, б-м), а также дифференцировка звуков в сложных сочетаниях согласных («кораблекрушение», «подпол­ковник»). Теменная об­ласть. Кинестетический.
Восприятие звуков речи
Различение звуков, сходных по звучанию, но с различным или особым написанием: глухие и звонкие согласные; твердые и мягкие гласные,написание с мягким знаком. Верхне­ височная зона. Фонематический.
Слухоречевая память
Удержание в кратковременной памяти материала, требую­щего перевода в письменную речь. Широкая ви­сочная зона. Модально-специ- фический.
Стабильность написания
Равномерность темпа письма, сохранение размеров букв по всей длине строки, от начала до конца страницы;соразмер­ность интервалов. Глубинные структуры. Нейродинамиче- ский.

ГЛАВА 6. ЭМОЦИОНАЛЬНО­ВОЛЕВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Ч

увства. В условиях учебной, трудовой, игровой дея­тельности изменяется общий характер эмоций млад­шего школьника (схема 38).

Но мере взросления ребенка, как правило, наблюдается увеличение сдержанности и осознанности в проявлении 1Моций, повышение устойчивости эмоциональных состоя­ний. Восприятие, понимание проявления чувств связано | поддержкой ребенка взрослыми и сверстниками относи- нльно их выражения. Доброжелательный стиль, поддержи­ваемый учителем в процессе деятельности и общения, пере­дается и ученику.

()сознание своих чувств младшими школьниками и, соот-

- ■ ч'ственно, понимание чувств других людей (по П. М. Якоб- соиу) далеко не совершенны. Дети часто еще не в состоя­нии правильно воспринимать мимику лица, выражающую го или иное чувство, неверно истолковывают выражение чуиств окружающих, что влечет за собой и неправильную ответную реакцию ребенка.

Первое время на уроке ученики с трудом сдерживают | ной чувства, но постепенно учатся вести себя на уроке бо- 1(1' сдержанно, контролируя свое поведение. Чувства опре­деляются деятельностью, ее успехами, оценкой учителя н о тношением окружающих.

Жизнерадостность и непосредственность учащихся да- | | возможность учителю быстро выявить индивидуальные особенности чувств и соответственно на них реагировать.. >моционально стабильные ученики обычно положительно относятся к учебе, тогда как при отрицательном отношении

-I 11оихология младшего школьника


к учителю и школьным занятиям у детей наблюдаются тре­вожность, несдержанность, повышенная чувствительность. С их стороны возможны аффективные состояния, прояв­ляющиеся в грубости, вспыльчивости, эмоциональной неу­стойчивости.


Схема 38 Эмоциональная сфера младшего школьника

ж/ к учителю и школьным занятиям

Уровень притязаний

Аффективные состояния

/Возможность удовлетво- рения потребности

Грубость Вспыльчивость Эмоциональная неустойчивость

  6 лет 7 лет 8 лет 9 лет
Импульсивность «Моторная» [=> «Речевая»
Развитие сдержанности
Все более осознанными становятся чувства
Нравственные Интеллектуальные Эстетические

Если в начальных классах у ребенка наблюдаются частая несдержанность чувств, импульсивность, то с возрастом это постепенно проходит. Все более осознанными становятся чувства: нравственные, интеллектуальные, эстетически»' Развитие нравственных чувств в младшем школьном возрасте отображено на схеме 39.


Схема 39 Нравственные чувства Нравственные чувства
Любовь Године Коллек­ тивизм Чувство товарищества Чувство дружбы Чувство долга Чувство чести
Осознаются к ] V классу

эзнанностъ и оеиственность нравственных чуВ' проявляются и формируются в поступках

Учитель

()('ознанность и действенность нравственных чувств про- MI 1ЯЮТСЯ и формируются в поступках. Под влиянием учи- м | я и совместной учебной, трудовой и игровой деятельно- | in у учащихся рождается способность к сопереживанию. ' ми гель воспитывает у ребенка жалость, сочувствие, сим- ILi 111ю, побуждает его к соответствующему поступку, приоб- I" Iспию им нравственного опыта.

►► < ИТУАЦИЯ № 56. Студенты, которые помогли поднять пожилому человеку упавшую вещь, испытывают удо- илстворение от того, что оказали помощь. С детьми этого не происходит.

Дайте психологическое обоснование того, что у детей иные ощущения.

Решение. Ребенок не получает такого удовольствия, как I с Iрослый, от оказания помощи, т. к. не умеет сопережи­вать другому человеку. Этому еще нужно научиться, медь надо уметь увидеть окружающее с точки зрения дру- I ого человека. Происходит это постепенно.

Обычно возрастание альтруизма происходит к под­лог I коиому возрасту. Особенно при словесном одобрении поступков.

Активнее оказывают помощь другим люди счастливые и в хорошем настроении: «хорошее настроение — хорошие поступки».

Интеллектуальные чувства (схема 40). Младший школь­ник стремится узнать, что было, где, когда и как, его больше интересуют сами факты, нежели причины. При правильной организации обучения интеллектуальные чувства становят­ся для учащихся потребностью.

Схема 40


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: