Функциональное значение в процессе письма | Зона мозга | Нейропсихологи- ческий фактор |
Зрительный образ буквы | ||
ли: шиз элементов, включенных и пукву, различение письменных и печатных Пуки. | Затылочные отделы. | Перцептивный. |
Зрительно-пространственный образ буквы | ||
1 ’.сличение букв, имеющих 1 модные: конструкцию (и и, р-ь) и пространственные дошли (ш-щ, у-ц, б-д), положе- нип буквы в зеркальном про- ■ 1ршк;тве. | Теменно- височно затылочная подобласть. | Пространствен ный. |
Исполнение написания | ||
а) Схема движения, соответствующая образу буквы; б) Тонкие движения руки, плавность перехода от одного элемента к другому, от одной буквы к другой. | Теменная область. Заднелобная (премотор- ная) область. | Кинестетический. Кинетический. |
Инициация написания | ||
Постановка целей; выбор программы сочетаний букв, слов; контроль за написанием с пониманием смысла; расстановка знаков препинания. | Лобные отделы. | Произвольной регуляции. |
Соотнесение звука и буквы через проговаривание | ||
Различение сходных по артикуляции звуков (д-н, б-м), а также дифференцировка звуков в сложных сочетаниях согласных («кораблекрушение», «подполковник»). | Теменная область. | Кинестетический. |
Восприятие звуков речи | ||
Различение звуков, сходных по звучанию, но с различным или особым написанием: глухие и звонкие согласные; твердые и мягкие гласные,написание с мягким знаком. | Верхне височная зона. | Фонематический. |
Слухоречевая память | ||
Удержание в кратковременной памяти материала, требующего перевода в письменную речь. | Широкая височная зона. | Модально-специ- фический. |
Стабильность написания | ||
Равномерность темпа письма, сохранение размеров букв по всей длине строки, от начала до конца страницы;соразмерность интервалов. | Глубинные структуры. | Нейродинамиче- ский. |
ГЛАВА 6. ЭМОЦИОНАЛЬНОВОЛЕВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
|
|
Ч |
увства. В условиях учебной, трудовой, игровой деятельности изменяется общий характер эмоций младшего школьника (схема 38).
Но мере взросления ребенка, как правило, наблюдается увеличение сдержанности и осознанности в проявлении 1Моций, повышение устойчивости эмоциональных состояний. Восприятие, понимание проявления чувств связано | поддержкой ребенка взрослыми и сверстниками относи- нльно их выражения. Доброжелательный стиль, поддерживаемый учителем в процессе деятельности и общения, передается и ученику.
()сознание своих чувств младшими школьниками и, соот-
- ■ ч'ственно, понимание чувств других людей (по П. М. Якоб- соиу) далеко не совершенны. Дети часто еще не в состоянии правильно воспринимать мимику лица, выражающую го или иное чувство, неверно истолковывают выражение чуиств окружающих, что влечет за собой и неправильную ответную реакцию ребенка.
|
|
Первое время на уроке ученики с трудом сдерживают | ной чувства, но постепенно учатся вести себя на уроке бо- 1(1' сдержанно, контролируя свое поведение. Чувства определяются деятельностью, ее успехами, оценкой учителя н о тношением окружающих.
Жизнерадостность и непосредственность учащихся да- | | возможность учителю быстро выявить индивидуальные особенности чувств и соответственно на них реагировать.. >моционально стабильные ученики обычно положительно относятся к учебе, тогда как при отрицательном отношении
-I 11оихология младшего школьника
к учителю и школьным занятиям у детей наблюдаются тревожность, несдержанность, повышенная чувствительность. С их стороны возможны аффективные состояния, проявляющиеся в грубости, вспыльчивости, эмоциональной неустойчивости.
Схема 38 Эмоциональная сфера младшего школьника |
ж/ к учителю и школьным занятиям |
Уровень притязаний |
Аффективные состояния |
/Возможность удовлетво- рения потребности |
Грубость Вспыльчивость Эмоциональная неустойчивость
|
Если в начальных классах у ребенка наблюдаются частая несдержанность чувств, импульсивность, то с возрастом это постепенно проходит. Все более осознанными становятся чувства: нравственные, интеллектуальные, эстетически»' Развитие нравственных чувств в младшем школьном возрасте отображено на схеме 39.
Схема 39 Нравственные чувства
Нравственные чувства
|
эзнанностъ и оеиственность нравственных чуВ' проявляются и формируются в поступках |
Учитель
()('ознанность и действенность нравственных чувств про- MI 1ЯЮТСЯ и формируются в поступках. Под влиянием учи- м | я и совместной учебной, трудовой и игровой деятельно- | in у учащихся рождается способность к сопереживанию. ' ми гель воспитывает у ребенка жалость, сочувствие, сим- ILi 111ю, побуждает его к соответствующему поступку, приоб- I" Iспию им нравственного опыта.
►► < ИТУАЦИЯ № 56. Студенты, которые помогли поднять пожилому человеку упавшую вещь, испытывают удо- илстворение от того, что оказали помощь. С детьми этого не происходит.
Дайте психологическое обоснование того, что у детей иные ощущения.
Решение. Ребенок не получает такого удовольствия, как I с Iрослый, от оказания помощи, т. к. не умеет сопереживать другому человеку. Этому еще нужно научиться, медь надо уметь увидеть окружающее с точки зрения дру- I ого человека. Происходит это постепенно.
Обычно возрастание альтруизма происходит к подлог I коиому возрасту. Особенно при словесном одобрении поступков.
Активнее оказывают помощь другим люди счастливые и в хорошем настроении: «хорошее настроение — хорошие поступки».
Интеллектуальные чувства (схема 40). Младший школьник стремится узнать, что было, где, когда и как, его больше интересуют сами факты, нежели причины. При правильной организации обучения интеллектуальные чувства становятся для учащихся потребностью.
Схема 40