Используются чистые карточки, лист ватмана и цветные фломастеры.
Инструкция: «Запишите, пожалуйста, на имеющихся у вас карточках, в каких выражениях можно сказать о чувствах, собранных нами. Затем сдайте карточки ведущему.
Теперь я буду читать ваши формулировки, а вы определите, куда мы должны записать эту формулировку: в раздел барьеров общения или в раздел открытого выражения чувств?
Теперь попытаемся дополнить каждый барьер общения открытым выражением чувства, а каждое открытое выражение чувств — вариантом, как можно это чувство на словах скрыть».
Лист ватмана делят пополам вертикальной чертой. Ведущий записывает на ватмане слева формулировки, которые
предлагают участники группы, справа — формулировки, которые скрывают чувства.
Нужно иметь в виду, что обе категории высказываний, открытое и скрытое выражение чувств, представляют собой не дихотомию, а скорее шкалу: «более-менее открыто» с плавным перетеканием одного в другое. Так, выражение: «Я считаю, что это хорошо звучит» более открыто, чем: «Это хорошо звучит». При выполнении этого упражнения нужно стремиться к максимальной открытости или закрытости категорий, чтобы участники научились отделять одно от другого.
|
|
Обсуждение: Все формулировки, записанные на ватмане, дают партнеру понять, что это именно вы испытываете чувство и что именно вы чувствуете? Нет ли в списке скрытых барьеров общения?
Упражнение «Чувство плюс поведение»
Инструкция: «Выберите любое чувство из нашего списка и постройте фразу; в которой вы открыто скажете вашему партнеру о своем чувстве, а затем точно опишете поведение, которое его вызвало».
Обсуждение: Насколько точно и конкретно описано поведение партнера, вызвавшее названное чувство? Кто это сделал лучше всех?