Инструкция: «Ваша задача состоит в том, чтобы обратиться ко всем присутствующим с коротким сообщением о себе. В этом сообщении вы расскажете о том, что вы любите, охотно делаете, о своем хобби, актуальных интересах и занятиях. Для начала поздоровайтесь, сделайте группе один общий комплимент, а затем начинайте говорить.
Если будете чувствовать, что слов не хватает, снова делайте комплимент группе. Постарайтесь вести себя так, как ведет себя человек с близкими знакомыми. Улыбайтесь и иногда смотрите кому-нибудь в глаза».
Обсуждение: Что в прозвучавшем сообщении было интересно? В какой момент сообщение привлекло ваше внимание?
БЛОК 7. ПРАВО ПОЛУЧАТЬ ТО, ЗА ЧТО ТЫ ЗАПЛАТИЛА
В психологии есть замечательная техника, называется она «позитивное переформирование». Те люди, которые научились позитивно переформировывать свой опыт, извлекать плюсы из ситуации, — достигли больших высот в своей жизни и развитии. Жизнь дает множество стимулов. Это новые люди, события, чувства, опыт и переживания. Все стимулы — нейтральны! И только сам человек окрашивает их и дает оценку: это — хорошо, а это — плохо. Умение видеть хорошее, раскрашивать мир цветными, а не черно-белыми красками — редкое качество, но ему можно научиться.
|
|
Инструкция: «Возьмите лист бумаги и перечислите те события жизни, которые вы относите к разряду «плохих». Подумайте и напишите ответы на следующие вопросы:
Чему научили меня эти события? Что нового добавили в мой опыт, мои чувства? Стал ли я более мудрым человеком? Стал ли тоньше понимать и чувствовать другого, после того как пережил это сам? Стал ли я уважать себя больше? Зачем был нужен такой опыт в моей жизни? Что он изменил в моей жизни? Добавил ли больше осознания, любви, смысла, гордости, уважения, признания? Что приобрел я по сравнению с тем, что потерял?»
Также очень важно, приступая к этой теме, детально обсудить правила ведения конфликтного разговора.
Схема «Правила ведения конфликтного разговора» Когда вы говорите, помните о следующем:
• Сначала объективно опишите ситуацию и содержащуюся в ней проблему.
• Негативные чувства не нужно скрывать, они должны быть открыто выражены. Извиняться за испытываемые чувства не требуются.
• Претензии высказываются к конкретному поведению, событиям, недопониманию, действиям партнера, а не к его личности.
• Прошлое и будущее оставьте в покое, находите конкретное решение в конкретной ситуации.
• Избегайте барьеров общения.
• Открыто высказывайте свои желания.
• Скажите, что вы конкретно сделаете для партнера, если он выполнит ваши желания.
• Спросите партнера, видит ли он какое-либо другое решение возникшей проблемы.
|
|
Когда вы слушаете:
• Пересказывайте то, что говорит партнер.
• Не принижайте значимости чувств или желаний партнера.
• Покажите, что вы принимаете и уважаете партнера, но имеете право на собственную точку зрения, собственное восприятие, собственные желания (как, впрочем, и он).
• Предлагайте варианты.
• Отмечайте общее в ваших позициях.
Упражнение «Сбор ситуаций по теме «Конфликтный разговор».
Используются бланки, по три на каждого из участников.
Инструкция: «Вспомните и запишите на бланках ситуации, в которых близкий человек своими действиями постоянно вызывает у вас неприятные чувства. Как можно более точно запишите те особенности поведения, которые вас в нем злят.
Теперь подумайте и запишите, чего бы он от вас хотел. Постарайтесь, чтобы это были более или менее равноценные вещи.
Зачитайте ваши описания».
Обсуждение: Как вы считаете, можно ли попросить партнера пойти вам навстречу, предложив взамен уступки со своей стороны?
Сумеете ли вы точно изложить свои чувства и желания?
Сможете ли вы его внимательно выслушать? Что вам может в этом помешать? Понадобится ли вам в этом настойчивость?