Раздел III. Познавательные процессы

ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ

Н ЕДОСТАТОЧ НОСТЬЮ

ГЛАВА 7. ВОСПРИЯТИЕ

Характеристика восприятия

Восприятие — это процесс формирования субъективного диф­ференцированного и вместе с тем целостного образа предмета или явления в совокупности и взаимосвязи различных свойств, непосредственно воздействующих на анализатор или систему ана­лизаторов человека. Восприятие формируется на основе ощуще­ний разной модальности.

Физиологической основой восприятия является условно-реф­лекторная деятельность и заторного и межанализатор­ного комплекса нервных связей, обеспечивающих целостность и предметность отражаемых явлений.

В психологии принято выделять зрительное, слуховое, осяза­тельное, вкусовое и обонятельное восприятие.

Во всех видах восприятия существенная роль принадлежит дви­гательным ощущениям, которые, однако, далеко не всегда осоз­наются человеком. Огромную роль в восприятии играет речь. Сло­весные обозначения предметов, явлений, а также существующих между ними взаимосвязей и взаимоотношений обеспечивают воз­можность абстракции и обобщения, способствуют осмысливанию воспринимаемого.

Восприятие объективной действительности является предпо­сылкой человеческой деятельности. В то же время деятельность, практика способствуют развитию восприятия, т.е. все более пра­вильному и полному отражению действительности.

Психика умственно отсталого ребенка представляет собой свое­образную систему, дефектность которой обусловливает различ­ные отклонения протекающих психических процессов и деятель­ности в целом. Это положение относится и к восприятию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: