1. Рассмотри рисунки и скажи, на какие предметы они похожи. Обведи их, не отрывая руки.
Расскажи, какие предметы и как ты обводил. Сколько каких предметов на рисунках?
2. Логопед предъявляет ребёнку рисунок: круги различной величины (большие, средние, маленькие) — по 3 в каждой строчке.
Рассмотри внимательно рисунок. Какие геометрические фигуры на нём изображены? Сколько всего кругов? Сколько из них и каких по величине? Какая геометрическая фигура получится, если соединить круги в строчке, а строчки — между собой?
Составь из этих же кругов треугольник. Расскажи, как ты это делал.
3. Предъявляются рисунки: 10—12 треугольников — разной формы и штриховки, среди которых 2 треугольника — одинаковые.
Какие геометрические фигуры изображены на рисунке? Найди 2 одинаковых треугольника. Объясни, почему ты выбрал их, а не другие треугольники.
4. Ребёнку предлагается рассмотреть рисунки и сказать, что на них изображено.
Рисунки имеют 3-6 отличий. Например, изображены мальчики, идущие в
|
|
поход. Рисунки различаются деталями одежды, разной формой (или цветом) рюкзаков, деталями окружающей местности и т.д. Или: на поляне мальчики играют в футбол, а девочки собирают ягоды.
Найди на рисунках различия и объясни, чем именно выбранные тобой предметы различаются.
5. Рассмотри рисунки и скажи, кто на них изображён. |
Посмотри внимательно на рисунки ещё раз и скажи, какие буквы «превратилась» в цаплю, синицу, муху, филина, змею. Докажи правильность своего ответа.
6. Подумай и выбери те буквы, которые ты можешь «превратить» в птиц, насекомых,зверушек.
(Логопед даёт образец: например, стилизованное изображение бабочки, в которой можно увидеть букву Ф.)
Расскажи, какие буквы и в кого ты «превратил»; как ты это сделал.
7, Рассмотри буквы и скажи, какие они:
Подумай, в какие другие буквы можно их превратить. Расскажи, как ты это
делаешь. Запиши парами: букву данную и «превращенную» — и назови их.
8. Посмотри внимательно на рисунок. Назови и запиши буквы, наложенные друг на друга:
Назови и запиши буквы, которые у тебя получились. |
9. Рассмотри внимательно фигуры и добавь к каждой недостающий элемент, чтобы получилась буква. Расскажи, какой элемент ты добавил.
10. Посмотри внимательно и скажи, какие буквы записаны. {Гласные и согласные; заглавные и маленькие; печатные и письменные.)
Назови и зачеркни повторяющие буквы.
Из букв, которые не повторяются, составь фамилию русского поэта. Вспомни его стихи. Запиши фамилию поэта. Каких букв в фамилии больше?
11. Сравни буквы.
Рассмотри внимательно буквы первой и второй строчки и скажи, чем они различаются. {Впервой строчке — печатные и письменные; во второй — только письменные.)
|
|
Скажи, чем отличаются друг от друга буквы 1-й строчки.
Запиши сначала печатные, затем — письменные буквы в алфавитном порядке.
А чем отличаются друг от друга буквы 2-й строчки?
Запиши сначала заглавные, затем — маленькие буквы в алфавитном порядке.
12. Рассмотри рисунок. Что ты можешь о нём рассказать? Скажи, что нужно сделать и почему.
Круг с буквой С находится слева от прямоугольника с буквой П. Как ещё можно сказать про круг с буквой С?
Где находятся прямоугольники с буквой П? Треугольник с буквой А?
13. Предъявляется рисунок квадрата, разделённого продольными и поперечными линиями на 9 маленьких квадратов.
Какую геометрическую фигуру ты видишь?
На сколько маленьких квадратов разделён большой квадрат?
Запиши: в левый квадрат верхнего ряда - 4 гласные; в правый квадрат верхнего ряда - 2 слога; в средний квадрат верхнего ряда - 1 слово, состоящее из трех букв; в средний квадрат среднего ряда - по 2 свистящих и шипящих согласно; в правый квадрат среднего ряда - слово, состоящее из двух слогов; в левый квадратсреднего ряда - 2 слога, состоящих из букв: с + с + гласная; в левый квадратнижнего ряда - 1 слово, состоящее из трёх слогов; в средний квадрат нижнего ряда — 2 звонких и 2 глухих согласных; в правый квадрат нижнего ряда - 2 слога, состоящих из букв: гласная + с + с.
Расскажи: что ты записал в маленькие квадраты, расположенные справа и слева;квадраты, расположенные в середине большого квадрата; в каких квадратах записаны гласные и согласные буквы; слоги; слова.
Расскажи, что ты делал.
14. Нарисуй квадрат, каждая сторона которого состоит из 8 клеток.
Раздели большой квадрат на 4 маленьких одинаковых квадрата. Расскажи, сколько получилось рядов по горизонтали и по вертикали. Сколько квадратов в каждом ряду?
Запиши: в левом верхнем квадрате — 2 согласные и 2 гласные буквы; в правом нижнем квадрате — 1 слог, состоящий из букв: гласная + с + с + гласная; в правом верхнем квадрате — слово, в котором есть 2 глухие согласные буквы;в левом нижнем квадрате — слово, состоящее из 3 согласных и 1 гласной
Расскажи, что ты делал и в какой последовательности.
15. Логопед предъявляет по две одинаковые геометрические фигуры разной величины (треугольники, квадраты, круги) и предлагает в течение определенного времени назвать как можно больше предметов, похожих на эти фигуры или включающие их.
16. Подбери подходящее слово по образцу:
пальто | ботинок |
волк | птица |
бежать | кричать |
17. Выпиши из алфавита буквы, которые соответствуют нечётным числам; затем— буквы, которые соответствуют чётным числам.
Составьалфавит из записанных тобой букв.
18. Переставь там, где нужно, в паре слова по порядку их начальных букв в алфавите:
работа — отдых; суп — борщ; дождь — ливень; уборка — | |
посев; метель — вьюга; буран — буря; снег — снежинка; | |
лёд — льдина; старик — старец; трамвай — автобус. |
19. Запиши самостоятельно в течение 5 минут 25 слов в алфавитном порядке. (Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)
20. Расшифруй слова, в которых буквы обозначены числами, соответствующими их месту в алфавите:
1, 13,22, 1,3, 10,20; 1,9,2,21, 12, 1; 2,21, 12,3, 1; 19, 13, 16,3, 16; 17, 18,6,5, 13, 16,8,6, 15, 10.
(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)
21. Составь и запиши 3 предложения.
Посмотри внимательно и скажи, каких букв алфавита в этих предложениях нет.
22. Внимательно рассмотри ряды букв и найди среди них слова: