Второй уровень

1. Послушай стихотворение и скажи, какая произошла путаница и почему?

В печке выпечен Нет, не так!
Бутон, Нет, не так!
А в петлицу вдет Подскажите сами: как?
Батон. Разберитесь сами в том,
По траве ползёт Где бутон,
Бидон, А где батон,
Молоко течёт в бетон, Где бидон,
А на стройке есть А где питон,
Питон... Ну а где — бетон.
  {Н. Матвеева)

Сравни слова по звуковому по составу и по значению: бутонбатон; бидон — бетон; бетон — питон.

2. Скажи, что нужно сделать, чтобы:

—слово мука превратилось в слово рука;

салат — в халат;

пена — в пенал;

каска — в краска;

мошка — в мышка;

волки — в вилки;

кол — в укол;

пилка — в палка;

том — в атом.

3. Повтори слоговые ряды вслед за логопедом; отхлопай их ритм:

атш-утф-етх; ста-зда-ста; кре-кло-глй-гру.

4. Чётко прочитай слоговые ряды, выделяя: 4-й слог; 2-й слог; 3 слог:

ост-азж-ижр-ешп; гокр-иглс-хрош-клыт; стар-здан-штуп-спин.

5. Послушай слоговые ряды и запиши их схемы:

апц-укт-олс; гне-клу-гда; шри-сла-зго-жне; пно-кли-бра-фту

К полученным схемам подбери свои слоговые ряды. Произнеси их, выделяя голосом ударный слог.


6. Составь слоговые ряды согласно схемам:



Произнеси полученные слоговые ряды, выделяя голосом 2-й, 1-й, 3-й ударные слоги.

7. Звуковой диктант «зашифруй — расшифруй».

а) выложи(на слух) схемы слов: гласные — красный квадратик, согласные — синий.

Панама, пироги, бумага; кролик, Клава, сливы; паркет, фургон, кирпич; конфета, лягушка, потолок.

Выдели в схеме ударную гласную.

б) Подбери слова к данным звуковым схемам.

Докажиправильность подбора слов.

Ко всем ли схемам можно подобрать слова?

в) Подбери слово, в котором: 3 гласные; 4 гласные; 2 согласные.

Докажи, что ты подобрал слова правильно.


8. Чётко прочитай слова:

жар, сок, нос, пар, кот, зал, флот, цвет.


Заменяй в каждом слове или прибавляй к нему один звук так, чтобы получалось новое слово.

Рассказывай, какие звуки ты заменяешь или добавляешь. Например: рак — рок, рог, лог, лось, лом, том.

9. Вставь в течение 3—5 минут недостающие гласные и согласные так, чтобы получилось слово. Выделяй голосом ударный слог.



Проанализируй полученные слова.

(Анализ слов можно провести путём взаимопроверки.)

10. Угадай слово, состоящее из 4—5 звуков: а) по первому и третьему звуку:

б) по второму и последнему звуку:





Назови в подобранных словах ударный слог. Проанализируй 3 слова: с первым ударным слогом; вторым удар­ным слогом; из 5 звуков.

11. Чётко прочитай слова; найди среди них пары слов, которые рифмуются:

молчит, сарай, газета, былина, мышка, шишка,
клюшка, вата, кричит, граната, малина, клок,
поспешишь, подушка, убирай, карета, мартышка,
трусишка, насмешишь, бок.


Скажи, какими буквами различаются рифмованные слова в каждой паре?



12. Из букв двух слов составь третье. Проанализируй его звуковой состав.

Окно, ромб; кит, рана; боб, уста; охра, под; карп, ива

Ответы: обморок; картина; суббота; пароход; крапива.

13. Составь в течение 10 минут как можно больше слов из данных букв:

р, о, т, а, с (10 слов); в, с, м, о, а, к (13-15 слов); т, н, и, а, о, с (8—10 слов); р, и, т, а, о, к (8-10 слов).

Назови слова, в которых гласный находится между согласными.

Задание выполняется парами.

(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)

14.

а) Чётко прочитай слова парами. Назови общую букву в каждой паре слов. Составь с этими буквами слова. Проанализируй звуковой состав новых слов.

луна — стол —...?

кино — игла —...?

лампа — мышь —...?

окна — дом —...?

нос — Анна —...?

б) Составь сам такое же задание товарищу, но с другими словами.
15. Чётко прочитай названия месяцев:

декабрь, январь, февраль; март, апрель, май; июнь, июль, август; сентябрь, октябрь, ноябрь.

Как сгруппированы названия месяцев? Назови (запиши) их по алфавиту.

Назови слова, в которых число звуков и букв не совпадает, и объясни, почему.

Запиши звуками названия: февраль, сентябрь, ноябрь, июль.

(Коллективная проверка.)


16.

а) Подбери в течение 3—4 минут 10 слов, в которых буквы е, ё, ю, я обозначали бы звуки [э] [о] [у] [а] и мягкость предшествующего согласного.

б) Подбери в течение 3—4 минут 10 слов, в которых буквы е, ё, ю, я обозначали бы два звука в начале слова или после гласного.

17. Проверь, правильно ли разобраны слова по звуковому составу:

брат — 2 согласных и 2 гласных звука; каток — 3 согласных и 2 гласных звука; маяк — 2 согласных и 2 гласных звука; тепло — 2 согласных и 2 гласных звука; ружьё — 3 согласных и 2 гласных звука; семя — 2 согласных и 2 гласных звука; семья — 2 согласных и 2 гласных звука.

Докажи правильность своего ответа.

18. Собери слова.

а) Восстанови порядок слогов, чтобы получились слова. Выдели ударный слог.

на-во-ро; лу-би-го; ло-сы-во; ка-о-пуш; туш-пе-ки; боч-гри-ки; лёк-ва-си; зи-кор-на; жок-бе-ре; щик-ба-бан-ра; фист-гра-ле-те; ле-чик-мёт-пу.

Назови слова, в которых число согласных больше, чем гласных; гласных столько же, сколько согласных.

Проанализируй 3 составленных четырёхсложных слова.

б) Рассмотри внимательно схему. Что ты увидел?,

  фа   ток   о    
ДО   по   ход   ка  
  за   на   ряд   нос
  пар   бор   клад  
    соль   под    

Соедини слоги и односложные слова в многосложные. Выдели ударный слог. Назови слова, в которых гласные стоят после двух согласных. Назови гласные и согласные в каждом слове. Проанализируй по звуковому составу трёхсложные слова:

пароход, закладка, подборка, находка, зарядка, походка.


19.

а) Запиши слоговые схемы слов. Выдели ударный слог.




Клубника, виноград, простыня, баскетбол, квартирант, комплимент, бутерброд, жонглёры.

Объясни значение слов: квартирант, комплимент, жонглёры. (Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.) Назови из этих слов те, которые содержат 7 согласных звуков. Сколько в них гласных?


б) Расшифруй схемы слов:



(Коллективная проверка с обсуждением правильности выполнения задания.)

Проанализируй слова с третьим ударным слогом.


20. Чётко прочитай слова. Объясни значение выделенных слов.

Дочка, бочки, шина, мак, дуга,мыши, рожки, сок,
пушка, лото,дача, чурка,кошки, почки, трость,сук,
нос, очки, коза.

Назови односложные слова, затем — двухсложные. Почему они так называются?

Преврати односложные слова в двухсложные, двухсложные — в трёхсложные, добавляя нужный слог в начало слова. Выдели ударный слог.

Назови слова, состоящие из одинакового числа гласных и согласных. Проанализируй по звуковому составу 2 двухсложных и 2 трёхсложных слова.

21. Внимательно прочитай слова:

волки, столб, барсук, носок, листочки, поднос, густая,
камыши, бусы, шутки, косынка, лукошки, завод-
ная, дудочки, тумбочки, золото, рукавица, хлопушки,
окошки, комар, тапочки, сокол, ракета, градусник,
стройка, гамак, радуга, голова, дубок.

Найди в каждом данном слове «спрятавшиеся» слова в таком порядке: 2 слова; 3 слова; 4 слова.

Назови слово, состоящее из 4 согласных и 1 гласной буквы.

Назови слова, в которых гласные находятся перед или после расположенных рядом согласных.

22. Чётко прочитай слова, выделяя голосом ударный слог:




Прочитай слова: со вторым ударным слогом; третьим; четвёртым.

Найди и прочитай словосочетания, выделяя ударный слог в каждом слове. Прочитай, выделяя ударный слог, слова, которые начинаются: с двух согласных букв; с трёх согласных букв.

Чётко прочитай слова, в которых есть гласные А, Е, О.

23. Чётко прочитай слова, выделяя голосом ударный слог:

середина, тюлени, сестрица, холодильник, учитель-
ница, приветствие, заголовок, алфавит, портфель,
мебель, снегири, начертить, охранять, инструменты,
снеговик, разъединить, щавель.

(Коллективная проверка правильности постановки ударения.)

Подумай, пожалуйста, по какому признаку можно сгруппировать эти слова.

Распредели по этому признаку слова по группам. Прочитай полученные группы

:лов, выделяя голосом ударный слог.

24. Подбери в течение 5 минут по 3 слова к каждой схеме. Обоснуй свой выбор.




Чётко прочитай подобранные слова, выделяя голосом ударный слог.

25. Выпиши из орфографического словаря по 3 трёхсложных, четырёхсложных, пятисложных слова; выдели в них ударный слог. Чётко прочитай выписанные слова, выделяя голосом ударный слог.



26. Чётко прочитай слова, выделяя голосом ударный слог.


Сравни схемы и слова под ними. Правильно ли подобраны схемы? Докажи правильность своего ответа. Начерти схемы к каждому столбику слов.

27. Рассмотри картинку.1

Назови слова, обозначающие изображённые на ней предметы: со вторым ударным слогом; с третьим ударным слогом; с первым ударным слогом; с четвёртым ударным слогом.

Подбери по 2 слова со вторым, третьим и четвёртым ударными слогами.

28.

а) Подбери 5 трёхсложных и 5 четырёхсложных слов; выдели ударный слог. (Коллективная проверка правильности постановки ударения.)

б) Прочитай все подобранные слова в следующем порядке: с первым ударным слогом; со вторым; с третьим; с четвёртым.

Прочитай подобранные слова, выделяя голосом ударный слог. Составь к подобранным словам схемы.

53

_______________________________________

1Сюжетную картинку предъявляет логопед.


29. Найди отличие.

а) Чётко прочитай слова:



Скажи, чем различаются слова в каждой паре? Одинаково ли значение слов? Составь словосочетания или предложения с каждой парой слов.

б) Докажи с помощью ударения, что это разные по значению слова:

белки — белки; парить — парить.

Составь с данными словами словосочетания.

30. Прочитай словосочетания. Обрати внимание на выделенный ударный слог:


Подумай, правильно ли выделен ударный слог? Исправь ошибки. Прочитай словосочетания, правильно выделяя голосом ударный слог.

31. Чётко прочитай слова, выделяя голосом ударный слог:

Сравни слова по месту ударения и скажи, как меняется их смысл.

Подбери из них слова, которые составляют словосочетание с данными: много...; подарок...; гордимся...; рассказываю....

Произнеси полученные словосочетания, выделяя голосом ударные слоги в каждом слове.


32. Прочитай слова «про себя», выделяя ударные слоги:

травы — трава — травяной;
дом — дома — домовой;
тень — в тени — теневой;
синь — синеть — синева;
стены — стена — стенной;
белый — белеть — белизна;
ходит — ходить — ходовой;
темень — темнеть — темнота.

(Коллективная проверка правильности постановки ударения.)

Сравни произношение гласных звуков, обозначенных выделенными буквами, в однокоренных словах. Когда гласные звуки произносятся наиболее отчетливо? Что происходит с гласными в другом положении?

33. а) Чётко прочитай слова, выделяя голосом ударный слог:


Прочитай правильно ещё раз. Запомни ударные слоги в этих словах.


б) А теперь прочитай «про себя» словосочетания с этими словами; поставь знак ударения в выделенных словах:

плыла по течению; сорвало крышу; сорвали сливы; плыли на лодке; сорвала яблоко; плыло к берегу.

(Коллективная проверка правильности выделения ударного слога.)

в) Самостоятельно составь словосочетания со словами: звала, звало, звали.



34. Чётко прочитай слова, выделяя голосом ударный слог:




Сравни слова по месту ударения и скажи, как меняется их значение. Почему оно изменилось? Составь с каждым словом словосочетание. Произнеси его, выделяя голосом ударные слоги.

35. Произнеси слова — названия картинки.

(Предъявляются предметные картинки: пчела, апельсин, корзина, мотоцикл, трамвай, пограничники, баянисты, велосипед, сковорода, игрушки, светофор, кактус.)

А теперь произнеси эти слова в таком порядке: с первым ударным слогом; со вторым; с третьим; с четвёртым.

Составь с этими словами словосочетания и запиши их. В каждом слове словосочетания выдели ударный слог. Чётко прочитай составленные словосочетания, выделяя голосом ударный слог.

36. Составь словосочетания с помощью вопросов и запиши их:

а) прочитала (что? кому?)...; на клумбе {какие? что?)...; чистить (что? чем?)...; навещала (какую? кого?)...; подул (какой? что?)...; засвищут (когда? кто?)...; в берлоге (какой? кто?)...; выполняю (что? где?)...;

б) построить (что? где?)...; прогуливался (где? с кем?)...; (какие?) помидоры (где?)...; пришел (откуда? куда?)...; шагает (как? где?)...; разговаривать (когда? с кем?)...; (где?) растут (какие? что?)...; (когда?) был (где? с кем?)....

В каждом слове словосочетаний выдели ударный слог. (Коллективная проверка правильности выделения ударных слогов.) Чётко прочитай словосочетания, выделяя голосом ударный слог в словах. Найди в словосочетаниях и прочитай слова с третьим, четвёртым и вторым ударным слогом.

37. Прочитай «про себя» словосочетания; выдели ударный слог в каждом слове:

Крышки на банках; шашки и шахматы; башни со
звёздами; встреча на площади; розы на клумбах;
быстрые реки; красная лампочка; школьный
дворик; шелковое платье; джемпер на вешалке.

б).


(Коллективная проверка правильности постановки ударения.) Прочитай данные словосочетания вслух, выделяя голосом ударный слог. Сравни словосочетания в пунктах а) и б) и скажи, чем различаются в них слова по произношению.


в)




г)


(Взаимопроверка с обсуждением правильности выделения ударных слогов.)

Чётко прочитай словосочетания вслух, выделяя голосом ударный слог. Сравни словосочетания в пунктах в) и г) и скажи, чем они различаются по произношению.

Сравни словосочетания в пунктах а), б), в) и г) и скажи, чем они различаются по произношению.

Чётко прочитай словосочетания в таком порядке: со вторым ударным слогом; с первым; с третьим; с четвёртым.

38.

а) Составь в течение 5 минут 5 словосочетаний из двух слов: со вторым ударным слогом; с третьим.

(Взаимопроверка.)

б) Выпиши из текста1 в течение 5 минут 5 словосочетаний из трёх слов. Выдели в каждом слове ударный слог.

(Взаимопроверка.)

57

1 Тексты предлагает логопед.


39. Чётко прочитай словосочетания, выделяя голосом ударный слог в выделенных словах:

 
 

Назови одинаковые по написанию слова и скажи, чем они различаются.


40. Прочитай данные слова так, чтобы они обозначали много предметов, и назови ударный слог:

норы, руки, зимы, козы, земли, глаза.

Прочитай эти слова так, чтобы они обозначали один предмет, и назови ударный слог.

Составь 3 словосочетания со словами, которые обозначают один предмет, и 3 словосочетания со словами, обозначающими много предметов.

41. Запиши под диктовку словосочетания в 2 столбика: в первый -словосочетания со словами, обозначающими один предмет; во второй — со словами, обозначающими много предметов. Выдели ударный слог.

Нет пилы; новые пилы; большие доски; стол у доски; край леса; хвойные леса; лесные тропы; кусты у тропы; дверь избы; красивые избы; вымытые окна; кресло у окна.

Прочитай все словосочетания, чётко выделяя голосом ударный слог.

42. Прочитай слова; покажи с помощью ударения, что это разные по значению слова:

пироги - пироги; мою - мою; потом - потом

Составь с каждым словом словосочетание.

Произнеси составленные словосочетания, выделяя голосом ударный слог.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: