1. Павел. Владение было названо, как говорит и Лабеон, от оседаний, будучи как бы поселением, так как оно естественно удерживается тем, кто на нем стоит, что по-гречески называется katoche. § 1. И право собственности берет начало из естественного владения, утверждает Нерва-сын, и след этого обстоятельства остается в отношении тех [вещей], которые приобретаются на земле, на море и на небе. Ведь они тотчас становятся принадлежащими тем, которые первыми получат владение ими. Также военная добыча, и образовавшийся на море остров, и самоцветы, драгоценные камни, жемчужины, найденные на побережье, становятся принадлежащими тому, кто первым заполучил владение ими. § 2. А приобретаем владение мы через нас самих. § 3. Сумасшедший и малолетний без соизволения опекуна не могут начать владеть, поскольку они не имеют воли к обладанию, хотя бы телесно они сами теснейшим образом соприкасались с вещью, как, например, если кто-либо спящему положит в руку что-либо. Но малолетний с соизволения опекуна начинает владеть. А Офилий и Нерва-сын утверждают, что даже без соизволения опекуна может малолетний начать владеть. Ведь это дело относится к факту, а не к праву... § 5. Также мы приобретаем владение через раба или сына, который нам подвластен, и, конечно, в отношении тех вещей, которые они удерживают по праву пекулия...
|
|
3. (Павел). А во владении могут быть [те вещи], которые являются физическим телом. § 1. И мы приобретаем владение физическим соприкосновением и намерением, а не самим по себе намерением или соприкосновением. Однако сказанное нами, что мы должны приобретать владение и физически и намерением, не во всяком случае надо воспринимать так, что тот, кто захочет владеть имением, будет обходить по кругу весь земельный участок. Но достаточно зайти на какую угодно часть этого имения, если только это будет сделано с тем намерением и желанием, что он хочет владеть всем имением вплоть до границ [участка]. § 2. Никто не может владеть неопределенной частью вещи, как, например, если у тебя будет сознание того, что чем-то владеет Тиций, и ты также хочешь владеть. § 3. Нераций и Прокул [утверждают], что и одним намерением не можем мы приобретать владение, если [этому] не предшествует естественное владение... § 4. Мы можем владеть одной и той же вещью сразу по многим основаниям, как, [например], некоторые считают, что тот, кто приобретает право собственности давностью владения, владеет [вещью] и в качестве покупателя, и как своей... § 5. Напротив, не могут многие владеть одной и той же вещью в целом, так как противно природе, чтобы, когда я чем-то владею, представлялось, что ты также этим владеешь. Однако Сабин пишет, что тот, кто отдал вещь в прекарий, владеет и сам, и тот [владеет], кто принял ее в прекарий. То же одобрял Требаций, считая, что может один законно, другой незаконно владеть, а двое незаконно или двое законно — не могут. Его порицал Лабеон, потому что в отношении сущности владения не много значит, владеет кто законно или незаконно. Это ближе к истине. Ведь одно и то же владение может быть у двоих не в большей степени, чем [может быть] то, что ты окажешься стоящим на том месте, на котором стою я, или окажется, что ты сидишь на том месте, на котором сижу я... § 11. Летними и зимними пастбищами мы владеем одним намерением, хотя покидаем их в определенные отрезки времени... § 18. Если вещь, отданную тебе на сохранение, ты унесешь с целью совершения похищения, я перестаю владеть ею... § 19. Также древними было предписано, что никто не может сам себе изменить правовое основание владения... § 21. Видов владения столько же, сколько и оснований приобретения того, что нам не принадлежит, как то: [владение] в качестве покупателя, в качестве получившего в дар, в качестве легатария, в качестве получившего вещь в составе приданого, в качестве наследника, в качестве получателя [раба], выданного [потерпевшему] за правонарушение, в качестве владеющего вещью как своей, как, например, в отношении тех вещей, которые мы приобретаем на суше и в море или [в качестве военной добычи] у врагов или которые мы создали, как это имеет место в природе вещей. И в конце концов, вернее, что вид владения есть один, а разновидностей бесчисленное множество. § 22. Или даже [единственный] вид владения может быть разделен на две разновидности, так что владение осуществляется или добросовестно, или недобросовестно.
|
|
6. (Ульпиан). Мы говорим, что владеет тайно тот, кто воровским образом вступил во владение, при неведении [об этом] того, кто подозревался [владельцем] в том, что учинит с ним тяжбу, и [кого] он боялся, как бы тот этого не сделал.
8. (Павел). Как не может приобретаться никакое владение иначе, как намерением и физическим соприкосновением, так и не утрачивается никакое иначе, как если в отношении какого-либо из обоих этих [элементов] сделано противоположное.
11. (Павел). Правомерно владеет тот, кто владеет по воле претора.
12. (Ульпиан). Считается, что тот, кто имеет узуфрукт, владеет естественно. § 1. Принадлежность [вещи кому-либо] не имеет с владением ничего общего, и поэтому не отказывают в интердикте «как вы владеете» тому, кто начал вещь виндицировать. Ведь не считается, что тот, кто виндицирует вещь, отказывается от владения.
15. (Гай). Равным образом мы рассматриваемся как утратившие владение похищенной у нас вещью, а также той, которая отнята у нас силой.