Александр Сергеевич Пушкин (1799 – 1837)
Условная периодизация лирики Пушкина:
1. Лицейские годы (1813-1817) – ученический период. Под влиянием нескольких имен и школ: элегическая (Жуковский), Батюшков, Державин. «Воспоминания о Царском селе» впервые прочитано перед Державиным.
2. Годы жизни в Петербурге и начало южной ссылки (1817-1820). «Вольность», «К Чаадаеву» и др. Под влиянием декабристов гражданская поэзия.
3. Южная ссылка (1820-1824). Под влиянием Байрона – «Погасло юное светило».
4. Лирика 2й половины 20х годов, ссылка в Михайловское, когда Пушкин и превращается в великого национального поэта. Именно в это время Пушкин открыл для себя Россию, в лирике появился фольклорный колорит, стихи о зиме («Зимнее утро», «Зимний вечер»), время национальных поэтических мотивов. Он отходит от поэтических клише, каждая ситуация неповторима и уникальна («Воспоминание», «Элегия»).
5. Начало 1830 – в это время появляются стихи-переложения разных европейских поэтов. Пушкин едет в Болдино, и там он упражняется в вольном переложении.
|
|
6. Середина 1830 – финишная прямая. Звучат философские мотивы, размышления о жизни и смерти, о смысле бытия человека. «Вновь я посетил» - ответ, зачем жил человек, он звено в цепи поколений, одним этим оправдано существование человека. Обращение к своим поэтическим корням.
Пушкин выступил завершителем целой эпохи литературного развития России и зачинателем новой эры искусства слова. Его главными художественными устремлениями были синтез основных художественных направлений – классицизма, просветительства, сентиментализма и романтизма и утверждение на этом фундаменте универсального, или онтологического, реализма, названного им «истиннымромантизмом», разрушение жанрового мышления и переход к мышлению стилями, которое обеспечило в дальнейшем господство разветвленной системы индивидуальных стилей, а также создание единого национального литературного языка, сотворение совершенных жанровых форм от лирического стихотворения до романа, ставших жанровыми образцами для русских писателей XIX в., и обновление русской критической мысли в духе достижений европейской философии и эстетики.