Философия в поисках сущности человека (биологическая, социальная, духовная)

Человек является объектом изучения различных наук. Как биологическое существо он исследуется в медицине, генетике, анатомии, физиологии, как социальное - в социологии, социальной психологии, как духовное существо - в гуманитарных науках. Важнейшую роль в ориентации этих исследований играет философия, которая изучает в целом проблему человека и его отношения к миру. Философию интересует наиболее устойчивое, фундаментальное в отношениях человека с миром. Для получения целостного представления о человеке философия переосмысливает данные конкретных наук, опыт художественного изображения человека, повседневный мир его общения.
Представление о человеке в философии складывалось на протяжении всей её истории. Так, в греческой философии человек космоцентричен, а в средневековой его образ теоцентричен. В философии нового времени образ человека смещает бога на периферию, выдвигаясь сам в центр. На место человека, верящего не в себя, а в бога в средневековой философии, приходит его понимание как мыслящей вещи. Затем на место антропоцентричной концепции человека пришла деятельностная парадигма, основы которой были заложены в классической немецкой философии и затем получили своё дальнейшее развитие в марксистской философии. В основе построения тех или иных учений о человеке всегда лежит то или иное понимание природы человека. При этом природу человека усматривали в различных факторах, что и определило суть этих учений.
К числу основных концепций природы человека относятся натуралистические, психологические, социологические и персоналистические учения.

Натуралистические концепции - это учения, которые рассматривают человека прежде всего как биологическое существо. Объяснение его поведения опирается нате же законы, что и объяснение животных вообще. При этом, естественно, учмтывается, что человек специфическое животное, но предполагается, что эта специфика определяется чисто билогическими особенностями человека. Возникновение натуралистических концепций связано с успехами биологии и, в частности, создание Дарвиным учения об естественном отборе и разработка Павловым физиологии высшей нервной деятельности. Следует отметить, что сами эти учёные не были сторонниками натуралистического понимания человека. А вот наиболее последовательно натуралистический подход к человеку нашёл в социологии Г.Спенсера, который рассматривал эволюцию общества по аналогии с эволюцией живой природы. Если на уровне общества Спенсер отождествлял закономерности эволюции живого организма и социума, то на уровне рассмотрения поведения отдельного человека он отождествлял социальные явления конкуренции, соперничества с борьбой за существование, имеющей место в живой природе. Такой подход получил название социал-дарвинизма. Многие идеи социал-дарвинизма получили впоследствие развитие в социобиологии. Представители этого направления, опираясь на достижения современной биологии стремятся объяснить человеческую жизнедеятельность, с одной стороны, генетической предрасположенностью человека, а сдругой - необходимостью его приспособления к внешним условиям. С этой точки зоения, например, нравственное поведение определяется прежде всего генетической предрасположенностью, а затем полезностью соблюдения моральных установлений общества.
В русле натуралистических учений получил широкое распространение и бихевиоризм, в котором человеческое поведение рассматривалось по схеме “стимул - реакция”, причём в качестве реакции бралось наблюдаемое действие человека, а не его мысли, переживания. Из бихевиористской схемы вытекало, что поведение человека формируется так же, как и поведение животных. Такие социальные процессы как, например, воспитание, в бихевиоризме напоминало дрессировку.
Противоположностью натуралистическим концепциям являются социологические концепции, суть которых заключается в абсолютизации процесса социализации человека. С точки зрения данного подхода индивид становится человеком в собственном смысле только в обществе, проходя через стадии социализации. Наиболее последовательно социологический подход к пониманию человека получил в марксизме, а также в работах выдающегося советского психолога Л.С.Выготского, который дал довольно подробное описание процесса социализации как процесса овладения культурными средствами регулирования человеческого поведения.
Вместе с тем в философии и науке существуют представления, имеющие весьма долгую историю, которое рассматривает человека как существо прежде всего духовное. Человек с этой точки зрения отличается не своей природной организацией и не участием в общественной жизни, а своей духовностью, т.е. способностью и стремлением к осуществлению ценностей, которые никак не заданы ни природой, ни обществом. В этом своём качестве он выступает как личность, т.е. как существо, стремящееся к осуществлению им же поставленных целей. Такие воззрения получили название “персонализм”. Персоналистические концепции получили в двадцатом веке широкое распространение и особенно в философском направлении - экзистенциализме. Экзистенциализм характеризует человека не как нечто данное, то, что он представляет из себя сейчас, а как возможность, то, чем он может стать. Человек как личность есть устремлённость к чему-то. Эта устремлённость, по мнению сторонников экзистенциализма, совершенно не вытекает из окружающей человека Среды. Она является результатом собственного решения человека, его выбора. Выбирая то, к чему он стремится, свои идеалы, ценности, человек тем самым выбирает себя, своё “Я”. Поскольку человек не обусловлен ни своим телом, ни своим социальным окружением, а полностью свободен в выборе своего “Я”, то экзистенциалисты отказывают науке в познании человеческого существования. Поэтому для описания его существования они применяют специфические методы, которые получили название феноменологических (феноменология - дисциплина, занимающаяся описанием феноменов сознания).
Наиболее полно на сегодняшний день проблема человека рассматривается в тех учениях, которые исходят из целостности человека, как существа биосоциального со сложным психическим миром явлений. Природа человека с точки данного подхода отличается разнообразием и непостоянством. Человек обладает одним уникальным свойством - открытостью, незавершённостью его как создания. В отличие от других существ он способен преодолевать собственную видовую ограниченность, быть неотторжимой частью живого мира и возвышаться над ним. В этой особенности самое существенное своеобразие человека.

Биологическая и социальная природа человека.

Ещё доисторическим людям на степени их мифологического мировоззрения было известно, что причиной всего этого является что-то, которое находится в самом человеке. Это "что-то" они назвали душой, по-гречески - псюхэ. Платон (427-347) путём чисто философского размышления сделал величайшее научное открытие. Он установил, что психика (душа) человека состоит из трёх частей: Разума, Чувств и Воли. Весь духовный мир человека рождается именно его Разумом, его Чувствами и его Волей. Не смотря на неисчислимое разнообразие духовного мира, его неисчерпаемость, в нём, в самом деле, нет ничего другого, кроме проявлений интеллектуальных, эмоциональных и волевых элементов.

Платон, будучи великим педагогом, который учитывал состояние и уровень духовного развития своих современников, своё открытие описал в виде мифа. Душа, писал он в своих диалогах - это колесница, в которою впряжено Разум и Чувства, а управляет ими Воля. Когда Разум, оторвавшись от земного, слишком забирается в небесные высоты, то Воля осаждает его, возвращая к реальности; когда же чувства, отяжелев, стремятся слишком опустится в земное, похотливое, воля удерживает и повышает их. Вся колесница (душа, вся жизнь человека) движется в том направление, которое ей указывает воля.

В структуре природы человека можно обнаружить три составляющие её части: Природа биологическая, Природа социальная и Природа духовная.

За показателями биологического приспособления к природе человек значительно уступает подавляющему большинству представителей животного мира. Если человека возвратить в животный мир, - он потерпит катастрофическое поражение в конкурентной борьбе за существование и сможет проживать только в узкой географической полосе своего возникновения - в тропиках, по обе стороны близко к экватору. У человека нет тёплой шерсти, у него слабые зубы, вместо когтей - слабые ногти, неустойчивая вертикальная походка на двух ногах, предрасположенность ко многим заболеваниям, деградированная иммунная система.

Превосходство над животными биологически обеспечивается человеку только наличием у него коры головного мозга, чего ни у одного животного нет. Кора головного мозга состоит из 14 миллиардов нейронов, функционирование которых служит материальной основой духовной жизни человека - его сознания, способностей к труду и к жизни в обществе. Кора головного мозга с избытком обеспечивает простор для бесконечного духовного роста и развития человека и общества. Достаточно сказать, что на сегодня за всю свою долгую жизнь человека в лучшем случае включается в работу только 1 миллиард - всего 7% - нейронов, а остальные 13 миллиардов - 93 % - остаются неиспользованным "серым веществом".

В биологической природе человека генетически закладывается общее состояние здоровья и долголетие; темперамент, который бывает одним из четырёх возможных типов: холерический, сангвинистический, меланхолический и флегматический; таланты и склонности. При этом следует учесть, что каждый человек - это биологически неповторимый организм, структуры его клеток и молекул ДНК (генов). Подсчитано, что нас, людей, на Земле за 40 тысяч лет родилось и умерло 95 миллиардов, среди которых не было хотя бы одного второго идентичного.

Биологическая природа - это та единственная реальная основа, на которой рождается и существует человек. Каждый отдельный индивид, каждый человек существует с того времени и до тех пор, пока существует и живёт его биологическая природа. Но со всей своей биологической природой человек принадлежит животному миру. И рождается человек только как животный вид HomoSapiens; рождается не человеком, а только кандидатом на человека. Новорождённому биологическому существу HomoSapiens ещё только предстоит стать человеком в полном смысле этого слова. Становление человека происходит путём социализации новорождённого, то есть, если оперировать изложенными нами выше категориями, на основе биологической природы приобретать природу социальную.

Описание социальной природы человека начнём с определения общества. Общество - это объединение людей для совместного производства, распределения и потребления материальных и духовных благ; для воспроизводства рода своего и своего образа жизни. Такое объединение осуществляется, как и в животном мире, для поддержания (в интересах) индивидуального существования особи и для воспроизводства HomoSapiens как биологического вида. Но в отличие от животных поведение человека - как существа, которому присуще сознание и способность к труду - в коллективе себе подобных управляется не инстинктами, а общественным мнением. В процессе усвоения элементов общественной жизни кандидат на человека превращается в настоящего человека. Процесс приобретения новорожденным элементов общественной жизни называется социализацией человека.

Только в обществе и от общества человек приобретает свою общественную природу. В обществе человек усваивает человеческое поведение, руководствуясь при этом не инстинктами, а общественным мнением; в обществе обуздываются зоологические инстинкты; в обществе человек усваивает выработанный в данном обществе язык, обычаи и традиции; здесь же человек воспринимает накопленный обществом опыт производства и производственных отношений.

Необходимо подчеркнуть, что в философии, начиная с Аристотеля, общественная природа считалась не столько составной, сколько ведущей в структуре человека. Некоторые ученые, сущность человека видели только и исключительно в его общественной природе. Никто не станет отрицать атрибутивности (неотъемлемой сущности) социальной природы человека. Но в структуре природы человека такая же атрибутивность принадлежит биологической и духовной природе в определении сущности человека.

Духовная (нравственно-духовная) природа человека. Биологическая природа человека в условиях социальной жизни способствуют превращению его в человека, биологического индивида - в личность. Существует множество определений личности, выделения её признаков и характеристик. Личность - это совокупность духовного мира человека в неразрывной связи с его биологической природой в процессе общественной жизнедеятельности. Личность - это существо, которое со знанием дела (сознательно) принимает решения и несёт ответственность за свои поступки и поведение. Содержанием личности человека является его духовный мир, центральное место в котором занимает мировоззрение.

Духовный мир человека непосредственно порождается в процессе деятельности его психики. А в психике человека различаются три составные части: Ум, Чувства и Воля. Следовательно, в духовном мире человека нет ничего другого, кроме элементов интеллектуальной и эмоциональной деятельности и волевых побуждений.

Соотношение Разума, Чувства и Воли того или иного человека при тех или иных условиях неоднозначно. Указанные три элемента психики находятся между собой в диалектической связи. При полном совпадении разума, чувств и воли наступает коллапс: у человека нет внутренних духовных противоречий. Он что думает, то и чувствует, так и действует - полная внутренняя гармония идиота. У нормального человека между разумом чувствами и волей постоянно существует некоторая несогласованность. И пока мы "балансируем" между этим составными психики, до тех пор мы и живём духовно. При полной же разбалансировке между умом, чувствами и волей, когда мы одно понимаем, другое чувствуем, а в разлад с первым и другим действуем, наступает распад духовного мира человека, распад (раздвоение) личности. Нормальные люди как бы балансируют на натянутом канате между идиотом и распадом личности. Учитывая всё это, известный австрийский психоаналитик Зигмунд Фрейд говорил: "Каждый человек - психопат. Разница между людьми в этом отношении заключается только в том, что одни знают, что они психопаты, а другие и не подозревают об этом". Природа человека диктует ему смысл его жизни.

Человек - единственное в мире существо, которое мучится вопросами смысла жизни и ищет его. Великий русский педагог К. Д. Ушинский говорил: "Возьмите любого человека, удовлетворите все его потребности, но лишите его смысла жизни - и вы увидите, каким жалким он будет".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: