Общество как объект философского анализа

В области науки метод – это путь познания, который использует исследователь. Методы не могут быть произвольными. Нельзя, например, использовать методы физики для изучения литературы, поскольку методы физики определяются сущностью и особенностями физической формы движения материи. Однако бывают случаи, когда некоторые методы данной науки находят широкое применение и в других науках. Так, например, некоторые методы физики применяются в астрономии, химии, археологии, биологии и т.д. Это объясняется тем, что объекты указанных наук касаются в той или иной степени и физических явлений; большую роль здесь играет так же аналогия, т.е. использование данных методов к определённым аналогичным изменениям нефизических процессов.

Методы исследования зависят от объекта и предмета изучения, поэтому каждая наука имеет собственные методы исследования, применимые лишь к определённым фрагментам действительности. Такие методы являются специально – научными или частными. Однако существуют и общие методы исследования, применимые к изучению в любой сфере действительности. Поскольку любой фрагмент действительности находится в сложных взаимосвязях с другими фрагментами мира, то для того, чтобы найти себе правильное направление и соответствующий подход к изучаемому объекту, чтобы не потерять ориентир в массе сложных взаимосвязей явлений, необходимо опираться сначала на общие принципы и общие методы, охватывающие эти связи в целом.

Наиболее общими первоначальными принципами и методами являются философские. Эти общие принципы являются также мировоззренческими, поскольку философия составляет основу мировоззрения. Философско-мировоззренческие принципы составляют исходные позиции, с которых учёный ведёт свои исследования и находит соответствующие методы изучения. Верное философское мировоззрение обеспечивает исследователей правильными методами. И, наоборот, ошибочное мировоззрение приводит к неверным методам. Методология буквально означает – учение о методах. В современном понимании методология представляет собой систему определённых способов, приёмов применяемых в той или иной сфере деятельности, а также способы и приёмы организации деятельности. Методология научного познания эта система научных методов познания и способов организации научной деятельности. Методология научного познания как учение представляет собой теорию изучающую: 1. общие и частно – научные методы познания, их взаимосвязь, роль и границы применимости в познании; 2.структуру научного знания; 3. методы построения научных теорий; 4. способы организации научной деятельности.

В структуру методологического знания включаются:

-система понятий и категорий методологии науки, таких как абстракция, абдукция, гипотеза, аналогия, индукция, вероятность и др.;

-система знаний об общих и частных методов научного познания;

-система определённых теорий, которые выполняют роль руководящих принципов в научном познании и практическом преобразование мира;

-знания о построение научных теорий;

-система знаний об организации научной деятельности.

В современной науке достаточно успешно работает многоуровневая концепция методологического знания. В этом плане все методы научного познания могут быть разделены на следующие основные группы:

1. Философские методы, среди которых наиболее древними являются диалектический и метафизический. К их числу также относятся такие методы как аналитический, интуитивный, герменевтический (понимание), феноменологический.

2. Общенаучные подходы и методы исследования, к ним относятся системный и структурно-функциональный подходы, кибернетический, моделирование, синергетика-теория самоорганизации и развития открытых целостных систем природных, социальных, познавательных (когнитивных).

3. Частнонаучные методы – совокупность способов, принципов познания, приёмов и процедур, применяемых в той или иной науке, соответствующей данной основной форме движения материи. Это методы механики, физики, химии, биологии и социально-гуманитарных наук.

4. Дисциплинарные методы – система приёмов, применяемых в той или иной научной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль науки или возникшей на стыках наук. Каждая фундаментальная наука представляет собой комплекс дисциплин, которые имеют свой специфический предмет и свои своеобразные методы исследования.

5. Методы междисциплинарного исследования – совокупность ряда синтетических, интегративных способов (возникших как результат сочетания элементов различных уровней методологии), нацеленных главным образом на стыки дисциплин.

Процесс познания – процесс взаимоотношений субъекта и объекта познания. Объектом познания является неживая, живая природа, общество, процессы мышления. Субъект познания тот, кто осуществляет целенаправленную деятельность по производству нового знания. Наряду с объектом исследования выделяют предмет исследования. Если объект исследования - это определённая часть окружающего материального мира, а также мира идеального процесса мышления, то предметом исследования является изучение в объекте, в рамках определённой системы знаний, какой – либо стороны или свойств определённой природы.

Научное исследование начинается с постановки проблемы. Проблема (от лат. означает преграда, трудность, задача). На языке науки это понятие обозначает сложную задачу, возникшую в процессе познания и практического преобразования. Проблема вырастает из потребностей практической деятельности человека, в виде некоторого стремления к новому знанию. Иногда говорят так: проблема это то, что не познано человеком, и что нужно познать. Но для постановки определённой проблемы требуется, чтобы наука доросла до этого. Чтобы она имела определённый минимум необходимых и достаточных оснований для постановки определённой проблемы. Другими словами,постановка проблемы обязательно включает в себя какое – то предварительное, пусть несовершенное знание о проблеме и путей её решения. Для решения поставленной проблемы используют различные эмпирические и теоретические методы исследования. К эмпирическим методам относятся наблюдение и эксперимент. НАБЛЮДЕНИЕ – получение информации в процессе непосредственного наблюдения за явлениями, протекающими в естественных условиях. ЭКСПЕРИМЕНТ – искусственное воспроизведение явлений в специально созданных условиях, особенно, когда изучение их в естественных условиях затруднено. Современная наука и техника снабжает экспериментаторов сложным лабораторным оборудованием, техническими средствами.

При наблюдении и эксперименте используются чувственные формы отражения действительности (ощущение, восприятие, представление). Переход от чувственных форм к абстрактным формам (понятием, суждением, умозаключением) осуществляется через абстракцию отождествления и абстракцию идеализации. На основе понятий, суждений, умозаключений формируются различные виды теоретического знания с использованием различных общих методов познания действительности (анализ, синтез, дедукция, индукция и др.). Полученные теоретические знания фиксируются в виде догадок, гипотез, теорий, учений. Догадка – первоначальное предположение, которое ещё в достаточной мере не исследовано, не выяснены его логические и эмпирические основания. Гипотеза – когда догадка научно обоснована. Гипотеза - знания, в основе которых лежит предположения. Обоснование и доказательство гипотезы предполагает поиск новых фактов, постановку эксперимента, анализ прежних результатов познания. Теория – обоснование и доказательство гипотезы. Учение – превращение теории в систематическую научную дисциплину.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: