Политика, государство, право, их философские аспекты

В процессе становления человечества (его отдельных обществ, социальных труп и других образований) возникает феномен власти - целенаправленное воздействие человека, коллектива, социальной группы на другие (себе подобные), в результате чего подвластна сторона выполняет те действия, которых от него требует носитель власти Со временем последняя становится неотъемлемым элементом процесса организации и управления, которые, в свою очередь, обуславливались необходимости ностью взаимосогласованности воли и действия определенной части людей для направления ее усилий на решение настоятельных заданиемь.

Возникновение института власти было ответом на потребности и необходимость организации надлежащего функционирования любого коллектива С другой стороны, - необходимость обеспечения его защиты от возможного на ападу извне или стихийного бедствия, и недопущения возможных внутренних разрушительных действий на пути его развития и др. Препятствием на пути этого должна стать властейда.

Как видим, власть возникает там и тогда, где есть отношения господства и подчинения, что является частью общественных отношений и основываются на силе, авторитете, впоследствии - на законе Каждый тип (форма) власти имеет свои й субъекты и объекты действия и средства достижения (реализации) поставленных задач (цели).

Власть отражает волевые отношения между людьми (сообществами) в пределах определенной социальной системы, обеспечивающие одной из сторон возможность проявления и доминирование своей воли через имеющиеся (в данной системе) формы общественной организации с целью осуществления руководства жизнью общества Это способность и возможность определенных социальных институтов осуществлять свою волю, оказывать необходимое влияние на деятельность ч и поведение людей с помощью определенных средствев.

Теории происхождения (возникновения) власти существуют различные Так, классическая (аристотелевская) гласит, что она берет свое начало из первобытного строя (т.е. существует вечно)

В условиях существования классового общества власть все больше становится политической Аристотель считал, что она является единственно возможным средством социализации, окультуривания человека Подобной точки зрения придерживаются и некоторые ки современные мыслители, считая, что именно благодаря ей сформировалась современная человек (обществоо).

Марксистская концепция заключается в том, что политика возникает лишь в классовом обществе, с появлением частной собственности, социального неравенства и несправедливости Поэтому и является явлением историческим первоначальная не общество обходилось без нее, коммунистическое, по их мнению, - тоже Политика относится к надстройке, которая зависит от базиса (экономики) Поэтому политика является концентрированным выражением экономики, поскольку в ней полно и глубоко отражаются коренные экономические интересы социальных групп, прежде всего, классов С другой стороны, политика оказывает обстоятельных влияние на экономику и другие сферы общественной же иття, хотя и первая не является выражением политикітики.

Как общественное явление она выполняет ряд важных функций, к которым относятся:

- выражение политически значимых интересов всех социальных субъектов;

- управление социально-политическими процессами в обществе;

- определение приоритетов развития общества и обеспечения в ходе их реализации гармонии социальных групп и отдельных индивидов;

- согласование интересов различных социальных групп общества и предотвращения конфликтов, сохранения целостности и стабильности функционирования социальной системы

В процессе общественного развития меняются субъекты политических отношений, их характер, функции политики, формы политического устройства и правления, характер идеологий и организаций Это объясняется тем, что власть проявляется через господство, управление, руководство, организацию и контроль Господство предполагает абсолютное или относительное подчинение одних людей (социальных групп) другими Руководство означает является способность осуществлять свою волю путем воздействия в различных формах (прямых и косвенных) на социальные группы, которыми руководят Управление (руководство) может основываться только на авторитете, доверии, при минимально льное применении принуждениемусу.

Политическая составляет суть политики и политической борьбы Без власти нет политики, как и без политики не бывает власти Вокруг последней формируется политическая система общества

По формам проявления политическая власть может быть государственной, партийной, властью общественных организаций и др. существенным в политике всегда есть государственная власть Однако это не служит основанием для игнорирования или в недооценке других форм политической власти Каждая из них имеет свою специфику Все они переплетаются между собой, но не сводятся друг к равнодної.

Политическая власть осуществляется в различных формах (демократической, деспотической, авторитарной, тоталитарной т.п.) В демократическом правовом государстве власть принадлежит народу, который является единственным ее носителем она осуществит изменяется на основе конституции непосредственно и через систему избранных демократическим путем органов (Верховная Рада, органы местного самоуправления и т.д.о).

Одним из основных средств осуществления политической власти является государственная, которая реализуется по принципу ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную В демократическом правовом обществе ни одна из них - нери идко их называют ветвями - не вправе претендовать на монопольное право осуществления государственной властейи.

Политика и государство имеют исторический характер Они возникли на определенном этапе развития общества Первобытное общество было социально-однородным, в нем отсутствовал специальный аппарат управления, ВВИ ийснювалося общинное самоуправление В нем социальные отношения регулировались силой привычки, обычаями и традициями, которыми закреплялся многовековой опыт совместной жизни и совместной работы Регулятором общественных отношений были первоначальная мораль, обычаи, традиции, другие формы поведения людей, которые исторически нарабатывались всем родоплеменным целом С развитием производства выросла производительность труда На каком-то этапе в создании материальных благ люди перешли границу их минимума, появился дополнительный продукт как основа частной собственности и предпосылка социального расслоения обществльства.

С появлением более совершенных форм общественного разделения труда родоплеменные органы управления оказались неприспособленными к новым условиям Поэтому и были заменены государством, стала особой формой организации власти, которой не знало общество раньшее.

Однако не все действия, возникали (возникают и существуют) между классами, можно отнести к политическим Например, эксплуатация рабочих капиталистами являются экономическими отношениями А постановка рабочими пита Ання о необходимости или зайвисть определенного типа власти, переходит уже в плоскость политики В последний всегда выражается стремление к созданию или сохранению необходимых условий для существования данной власти или наоборот Поэтому и одной из главных задач в политике - является защита интересов господствующего класса, который при помощи государства становится и политически господствующим классомсом1.

В политике всегда находят свое выражение коренные экономические интересы господствующего класса, которые защищаются всей системой политической организации общества С другой стороны, они выступают как социальная причин на политических дий.

Модерн влияние на изменения в экономике происходит и под влиянием развития производительных сил Однако коренные изменения в экономическом строе все же происходят под непосредственным влиянием политики, политической в власти В социалистической революции политический переворот целом предшествует экономическиму.

И все же политика не является простым отражением экономики Между ними возможны и противоречия, которые возникают в результате недостаточного учета политикой всех аспектов экономического развития Если политика аде екватно отражает назревшие потребности экономического развития, то она выступает силой, серьезно способствует экономическому развитию Если же она выступает как абсолютизирована действующая власть в обход экономической нео бхидности, то это приводит к волюнтаризма и авантюризма И все же политика имеет свою относительную самостоятельностьість.

Будучи искусством управления, она должна опираться на достижения науки и соответствовать высшим критериям нравственности, поскольку является самой из всех видов деятельности Политика включает три основных мо оменты:

а) умение ставить и решать ближние (тактические) и перспективные (стратегические) задачи и цели, учитывая соотношение социальных сил и возможностей на каждом этапе развития;

б) выработки эффективных форм, методов и средств организации социальных сил для достижения поставленных задач;

в) осуществление соответствующего подбора и расстановки кадров, способных решать поставленные задачи

Реализация политической деятельности возможна только при наличии определенной системы политической власти, в которую входят необходимые элементы, являются официально признанными исполнителями К ним относятся государственный аппарат т, политические партии, профсоюзы и общественные организации (церковь отделена от государства) С помощью этой системы осуществляется политическая власть Особое место занимает государство, в котором отражаются конце нтровани интересы различных общественных сисил.

Существенным признаком государства является его связь с правом, которое регулирует отношения между людьми посредством законов, является официальным выражением норм права и объявляются обязательными для всех Поэтому последнее является формой регулирования поведения людей, совокупностью ее норм, которые устанавливаются и санкционируются государством с целью сохранения существующих в обществе экономических, политических, социальных и других относин.

Право существовало не всегда Лишь с появлением классов, противоположных интересов, необходимо было искать другие рычаги для регулирования поведения людей И хотя классовые интересы были разными, в праве закреплялись только нормы господствующего класса, которые стали обязательными для всех и отождествлялись с официальной моралью Это общество не могло существовать без правовой регламентации отношений собственности и других Через право, офо рмлене законом, государство осуществляло свою законодательную деятельность Несмотря на то, что право в основном служило господствующему классу, оно в известной мере служило и всем, поскольку противостояло беспорядки и и н, что было полезно для всея всіх.

Из всего сказанного следует, что политическая сфера деятельности жестко связана с распределением и осуществлением власти как внутри любого государства, так и между государствами Это одна из важнейших сфер обществом тва, что объясняется ее сути, необходимостью и значением функционирования в системе общества Она имеет и относительную самомостийнисть, охватывает все проявления и реалии политической жизни и деятельноститі.

Содержанием политической сферы является деятельность, связанная с организацией государственной и политической власти, с определением их целей, задач и средств обеспечения их функционирования политико-правовыми нормами и, а также совокупность политико-властных отношений субъектов политического процесса относительно завоевания, удержания, использования власти или влияния на властей.

Объем политической сферы определяется наличием всех политических форм жизнедеятельности общества, возникающие складываются и функционируют вокруг политико-властных отношений как выражения политических интересе в и политических потребностей в обществ.

Развитость политической сферы обусловлено и характеризуется развитием организационных структур, активностью форм политической деятельности, ее насыщенностью политическими событиями и фактами, широтой функционув ния, демократизмом, плюрализмом, организованностью политических сил и своим влиянием на другие сферы обществ.

Человек и Власть (пракультурная основа). История и современность знают немало случаев, когда какая-либо власть, в том числе власть государства, зиждится исключительно на вооруженном насилии и страхе перед насилием. Эти случаи, вероятно, представляют интерес для политологии, но для культурологии любопытнее ситуации, когда, в удержании власти, насилие не играет первостепенной роли. На чем же, в этих ситуациях, держится государственная власть?

На наш взгляд, тут мы имеем дело с двумя пракультурными стремлениями — с глубоко сидящими в человеке желанием отождествления, «расширения» самости и с желанием превосходства. Чтобы человек отождествлял себя с государством, существуют разные мотивы и способы. В западных странах этому способствуют реальные выборы — от полицейского начальника до главы исполнительной власти и высших законодательных институтов, а также воспитание в духе исторически сложившихся национальных ценностей. Видимо, большое значение имеет обеспечение государством прав и свобод граждан. В СССР отождествление с государством происходило, во-первых, благодаря ритуализованному участию «представителей народа» в принятии важных решений (система советов), а также благодаря организуемым сверху по разным поводам многочисленным собраниям. Во-вторых, постоянно внушалось, что советское государство отражает интересы подавляющего большинства населения, опекает его, что это «государство рабочих и крестьян» (в первые десятилетия).

Однако реального отождествления с государством вряд ли бы удалось достигнуть, — а большинство населения и в самом деле, как нам думается, не отделяло себя от государства, — не удалось бы достигнуть, если бы люди не стремились к превосходству, — над другими людьми, над природой, в умении и знаниях, в физической силе, над другими народами, социальными слоями и т. д. Удовлетворение чувства превосходства западному человеку по большей части дается завоеванием первенства в той или иной деятельности (учебе, работе, карьере, богатстве, таланте и т. п.), но истинно «советский человек» наивысшим достижением считал приобщение к государственно-партийной власти: одни добивались такого приобщения прямым путем — занимая соответствующие должности или путем официального признания их заслуг и успехов, другие имели возможность приобщиться, попросту уверовав в свою связь с государством через любовь к его вождям, преданность ему через согласие с его официальной идеологией, его политикой и делами, даже через выборы (опускание нетронутого бюллетеня в урну чем-то сродни жертвоприношению, которое когда-то сопровождало вхождение в сообщество). Человек, отождествлявший себя с государством, полагал, что в самом деле достиг превеликого превосходства, так как наивысшая сила и мудрость, вековечная жизнь виделась ему именно в государстве: своей приверженностью государству, мифокультурным слиянием с ним он обретал не только ту самую властную силу и мудрость, но, пожалуй, и что-то вроде бессмертия. Перефразируя Маяковского: сильнее и чище нельзя причаститься великому чувству по имени власть. Впрочем, всякое верование далеко не всегда прочно, увы, подвержено сомнениям, взлетам и падениям. И в последние десятилетия советской эпохи верования «советского человека» в родственную связь с государством, как и вера в его добродетели, преимущества над «капиталистическим миром» все более слабели.

Итак, отождествляясь с государством, человек реализует не только естественную для него установку на «расширение» самости, но, главное, благодаря такому отождествлению человек осознает себя на некой высоте, присваивая прерогативы власти, пусть даже иллюзорно. Когда во главе государства стоит харизматическая персона, вождь, притяжение государства еще сильнее привлекает людей раствориться в нем. Об отождествлении с вождем уже немало сказано социальными психологами, этот феномен, в частности, исследовал З. Фрейд. Отождествление с вождем, не лишенным для кого-то обаяния, происходит неизмеримо быстрее и проще, нежели отождествление с государственными структурами, — что очевидно. В результате обожающий вождя самый заурядный индивид видит в себе какое-то его отображение, и приобщается государству в еще большей степени. Впрочем, тут нужно учитывать, что приобретенное рядовым индивидом чувство превосходства нисколько не противоречит его покорности, повелениям того же вождя и олицетворяемого им государства: слуга классического типа отождествляет себя с господином, но не полностью, а ощущая себя его дополнением, и потому готов беспрекословно повиноваться, как, скажем, подчиняется человеку его рука или нога.

Вообще, чем меньше реальных возможностей самореализации, тем сильнее у людей желание припасть к стопам власти. Аналочные, но более сложные, механизмы, по-видимому, действуют и в религиозной сфере. Пожалуй, что любой институт власти существует благодаря стремлениям к превосходству и отождествлению. Первоначальные образцы были, видимо, выработаны еще в далекой древности: в семьях и родовых сообществах (подчинение детей родителям). Институт власти служит эффективным социокультурным средством канализации культурной страсти превосходства и у властвующих и у подвластных. Чтобы превосходство властвующих было очевидным, — а без этого институт власти существовать не может, — властвующим нужны не только подвластные, но и побеждаемые враги, — так уж это все устроено... Следует подчеркнуть, что рассмотренные выше феномены обусловлены наиболее укорененными в психике и культуре пракультурными установками, и с большим трудом человеку удается избежать захваченности указанными механизмами, если он даже очень хочет этого.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: