О.В. Булыжкина

студентка магистратуры 2 курс ППО

научный руководитель: к.п.н., доцент Родина И.В.

ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет», г. Орёл

Новой реальностью образовательной системы РФ является переход школы на профильное обучение. Профильное обучение обусловлено личностно-ориентированным подходом, когда школьник признается субъектом всего образовательного процесса, а его развитие и самореализация рассматривается в качестве приоритетной задачи. Профильное обучение формирует условия для допрофессиональной подготовки учащихся. В данном случае речь не идет о подготовке к конкретной специальности, а о подготовке к деятельности, связанной с использованием знаний предметной области [6]. В соответствии с этим важная роль современного образовательного учреждения состоит в том, чтобы правильно сориентировать учащихся на рынке труда, обогатить старшеклассников знаниями, необходимыми для реализации себя в качестве профессионала, а также, в конечном счете, как личность. Помочь молодому поколению в его профессиональном самоопределении призвана профессиональная ориентация. В условиях образовательного учреждения значительное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы, которая должна опираться на глубокое знание основных компонентов, определяющих формирование потребностей, профессиональных намерений и готовности личности к труду. На сегодняшний день, ключевой задачей является подготовка школьников к профессиональному и карьерному росту, формированию способности самостоятельно ставить цели и определять этапы их достижения, социализируя личность через труд [2].

Ведущая роль при организации профессиональной ориентации старшеклассников принадлежит социальному педагогу, целями деятельности которого являются активизация процесса профессионального самоопределения учащихся, развитие у них способности к профессиональной адаптации и гибкости в современных социально-экономических условиях. Современный рынок труда требует не только специфических способностей и склонностей, но и немалой личной зрелости. В наши дни жизненный успех определяется не столько усвоенными знаниями и навыками, сколько личностной позицией. Уже в школе профессиональная ориентация призвана решать задачу формирования личности работника нового типа, что обеспечит эффективное использование кадрового потенциала и рациональное регулирование рынка труда.

Важно отметить, что в настоящее время существует множество научных подходов к профессиональной ориентации. Анализ теоретических источников показал, что значительный вклад в изучение профессиональной ориентации внесли отечественные и зарубежные исследователи: Л.А. Йовайша, Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, Э.Ф. Зеер, Г.В. Резапкина, С.Н. Чистякова, Н.Н. Захаров, В.Д. Симоненко, Р.А. Ремизов, И.В. Дементьев, Л.И. Божович, А.Г. Грецов, М.Ф. Шевченко, Д. Сьюпер, Дж. Холланд, Э. Фромм и многие другие.

Согласно Положению о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в РФ от 27.09.1996 г. профессиональная ориентация - это обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющееся в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда [4]. В контексте нашего исследования профессиональная ориентация представляется как целенаправленная, организуемая и регулируемая государством деятельность, включающая в себя изучение рынка труда, потребностей народного хозяйства в кадрах, а также изучение психологических и физиологических показателей и особенностей лиц, выбирающих профессию и оказание им необходимой педагогической и психологической помощи в профессиональном выборе [5]. Традиционно профессиональная ориентация со старшеклассниками в условиях образовательного учреждения имеет следующие направления:

· профессиональное информирование – ознакомление старшеклассников с современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностями хозяйственного комплекса в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития рынка профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности [4]. Для успешного профессионального самоопределения старшеклассникам необходимо владеть следующими знаниями: о мире профессий, о самом себе, правил выбора профессии, о ситуации на рынке труда, системы профессионального образования и др.;

· профессиональная диагностика – включает в себя интегрированную деятельность педагогов и психологов, направленную на изучение личностных возможностей учеников, определение их индивидуальных характеристик для оказания помощи личности при выборе будущей профессии и жизненного пути [3]. Сбор диагностической информации осуществляется при помощи различных методов исследования: беседы-интервью закрытого типа; открытые беседы-интервью; опросники профессиональной мотивации; опросники профессиональных способностей; личностные опросники; проективные личностные тесты; наблюдение; сбор косвенной информации о клиенте; психофизиологические обследования; использование различных игровых и тренинговых ситуаций и др.;

· профессиональное консультирование – оказание помощи человеку в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения о выборе профессионального пути с учетом его психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества [4]. Выделяют следующие направления профконсультации: справочно-информационная, диагностическая, формирующая, медицинская;

· профессиональное воспитание – сущностью социально-педагогической работы по профессиональному воспитанию является побуждение старшеклассников к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, к активной пробе сил [2]. Наиболее действенными методами профессионального воспитания старшеклассников являются: методы формирования у старшеклассников необходимых понятий, суждений, убеждений, оценок (рассказ, беседа, лекция, диспут, показ кино- и видеофильмов, наглядных пособий, воспроизведение звукозаписей, самостоятельное чтение и др.); методы организации познавательной и практической деятельности старшеклассников (поручения, задания, упражнения, приучение, создание специальных ситуаций и пр.); методы стимулирования ориентации старшеклассников на профессиональную подготовку (состязания, деловые игры, средства материального и морального поощрения, порицание и т.д.).

Отметим, что все направления профессиональной ориентации между собой тесно связаны, и не могут функционировать отдельно друг от друга.

В рамках диссертационного исследования мы разработали проект программы по профессиональной ориентации старшеклассников «Путь к успеху». Целью программы является воспитание ответственного отношения старшеклассников к профессиональному выбору через расширение границ самопознания и получение информации о мире профессий. Предполагаемым результатом программы «Путь к успеху» должно стать культивирование права старшеклассников на построение и реализацию своей жизни, а также профессиональной карьеры. На наш взгляд, при грамотном, четко структурированном подходе предлагаемая программа позволит оптимизировать профессиональное самоопределение старшеклассников. Данную программу можно реализовать на базе других общеобразовательных учреждений.

Литература

1. Гладкая И.В., Ильина С.П., Ривкина С.В. Основы профильного обучения и предпрофильной подготовки: Учебно-методическое пособие для учителей. – СПб.: КАРО, 2006. С. 128.

2. Мордовская, А.В., Панина С.В., Макаренко Т.А. Основы профориентологии: учебное пособие для бакалавров. – М.: Юрайт, 2011. С. 235.

3. Основы профориентологии: учебное пособие для студ. учеб. заведений / С.И. Вершинин, М.С. Савина, Л.Ш. Махмудов, М.В. Борисова. – М.: Академия, 2009. С. 176.

4. Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке в РФ № 1186 от 31.10.1996 г.

5. Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориентация: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2013. С. 496.

6. Учительская газета [Электронный ресурс] URL http://www.ug.ru/old (дата обращения: 25.03.2015).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: