Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности предприятие проводит инвентаризацию имущества и финансовых обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка. Инвентаризация - это подсчет фактического наличия имущества и финансовых обязательств путем сопоставления их с данными бухгалтерского учета на определенную дату. Самая подробная классификация инвентаризации была дана в 1934 г. выдающимся итальянским бухгалтером Пьетро д'Альвизе. Он выделил восемь классификационных оснований:
по объему (полные, частичные);
по принадлежности;
по цели;
по последовательности;
по субъекту:
по использованию данных;
по степени агрегирования;
по форме описи;
по способу проведения. На практике же различают четыре вида инвентаризации.
· Частичная инвентаризации бывает один раз в год для каждого объекта. Это надежный способ проверки, не требующий высокого уровня внутренней организации и, как правило, не мешающий процессу производства.
|
|
· Периодическая инвентаризация проводится в конкретные сроки в зависимости от вида и характера имущества.
· Полная инвентаризация - это проверка всех видов имущества предприятия. Она проводится в конце года перед составлением годового отчета, а также при полной документальной ревизии, по требованию финансовых и следственных органов.
· Выборочная инвентаризация проводится на отдельных участках производства или при проверке работы материально-ответственных лиц, например, проверка наличных денежных средств в кассе, снятие остатков разных видов материалов. Количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливается предприятием, кроме случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. Инвентаризации подлежит все имущество и виды финансовых обязательств.
Проведение инвентаризации обязательно:
при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже;
перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
при смене материально ответственных лиц (на день приема-передачи дел);
при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;
в случае пожара или стихийных бедствий; при реорганизации или ликвидации предприятия.
К документам, характеризующим хозяйственную ситуацию, относится инвентаризационная опись.
Инвентаризационная опись - первичный документ, отражающий определенную ситуацию, представленную фактами состояния - наличие ценностей, составляемой по данным снятия натуральных остатков, выявленных в процессе инвентаризации. Основными задачами инвентаризации являются:
|
|
· выявление фактического наличия основных средств, товарно-материальных запасов и денежных средств, а также объемов незавершенного производства в натуре;
· контроль за сохранностью товарно-материальных запасов путем составления фактического наличия с данными бухгалтерского учета;
· выявление товарно-материальных запасов, частично потерявших свое первоначальное качество, не отвечающих стандартам качества, техническим условиям и т.д.;
· выявление сверхнормативных и неиспользуемых материальных ценностей в целях последующей реализации;
· проверка соблюдения правил и условий хранения материальных ценностей и денежных средств, а также правил содержания и эксплуатации машин, оборудования и других основных средств;
· проверка реальной стоимости учтенных на балансе ТМЗ, сумм денежных средств, незавершенного производства, расходов будущих периодов, дебиторской и кредиторской задолженности и других статей баланса.
Порядок проведения инвентаризации на предприятии предполагает создание постоянно действующих инвентаризационных комиссий в следующем составе: руководитель предприятия, главный бухгалтер, начальники структурных подразделений, представители общественности.
Проверка фактических остатков проводится при обязательном участии материально ответственных лиц. Наличие ценностей при инвентаризации определяется путем обязательного пересчета, взвешивания, обмера.
Наименование инвентаризуемых ценностей и объектов показывается в описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете.
Результаты инвентаризации обобщаются в ведомости, где отражаются выявленные расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета, а также порядок регулирования этих расхождений.
Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете в течение 10 дней после ее проведения.
Таким образом, инвентаризация выступает важнейшим инструментом определения соответствия фактического наличия активов, обязательств и собственного капитала данным бухгалтерского учета. Она выполняет функцию контроля за сохранностью имущества, выявляет внутренние резервы в целях последующего их использования и дает информационный материал, необходимый для принятия оптимальных управленческих решений.