Начать следует с определения понятия вещи. Затем необходимо обратить особое внимание на классификацию вещей, данную римскими юристами.
Вещные права. Владение. Студенты должны уяснить сущность вещных прав и их отличие от обязательственных прав. Следует иметь в виду, что различие между этими правовыми институтами проводилось по объекту права и средствам зашиты этих прав. К вещным правам относятся право владения, право собственности и права на чужие вещи.
Определяя сущность владения, необходимо знать, что для наличия владения помимо обладания вещью должен присутствовать волевой момент. Отсутствие последнего превращало владельца в держателя. При выяснении видов владения нужно определить не только их сущность, но и юридические последствия, порождаемые добросовестным и недобросовестным владением. Необходимо также обратить внимание на то, что для установления владения необходимы, во-первых, воля на владение, и, во-вторых — выражение этой воли вовне путём заключения соответствующего договора.
|
|
При изучении защиты владения следует иметь в виду, что для защиты владения необходимо установить два факта: факт владения и факт его нарушения (так называемая поссессорная защита). Затем нужно рассмотреть три вида владельческих интердиктов (средств защиты владения): а) интердикты, направленные на удержание владения; б) интердикты, направленные на возврат утраченного владения; в) интердикты, направленные на установление владения впервые. Здесь же необходимо выяснить назначение и сущность иска с допущением фикции.
Право собственности. При определении права собственности студенты должны обратить внимание на неограниченное и исключительное господство собственника над вещью. Это нашло своё отражение в правомочиях собственника: праве владения, пользования, распоряжения вещью, праве извлекать плоды и защищать собственность от незаконного посягательства.
Рассмотрение видов собственности и утрата собственности не представляет для студентов особых трудностей. Что же касается способов приобретения права собственности, то студенты должны: во-первых, выяснить различия между первоначальными и производными приобретениями; во-вторых, раскрыть их сущность.
Выяснение института совместной собственности (сособственности) предполагает уяснение его сущности и прав каждого из сособственников. Необходимо знать, что сособственникам принадлежало долевое право на всю вещь; управление вещью производилось с согласия сособственников; доходы присваивались сособственниками пропорционально их долям; судебное решение по иску о разделе общего имущества служило способом установления новых прав.
|
|
При рассмотрении вопросов, связанных с защитой права собственности, студенты должны уяснить различие между виндикационным и негаторным исками. Первый давался для истребования утраченной вещи, второй – в случае незаконного стеснения собственника при осуществлении им своих прав на вещь. Кроме того, необходимо уяснить различия, объем и пределы ответственности добросовестного и недобросовестного владельца.
Права на чужие вещи. При характеристике права на чужие вещи студенты должны уяснить, что эти права принадлежали не собственнику, а следовательно, были ограничены.
Выясняя категорию сельских сервитутов, студенты должны иметь в виду, что предиальные (земельные) сервитуты в отличие от личных сервитутов принадлежали лицу как собственнику земельного участка; устанавливались к выгоде определённых земельных участков; носили, как правило, постоянный характер; сводились к ограниченному пользованию чужой вещью. При этом студенты должны знать основные виды сельских и городских сервитутов.
После уяснения предиальных сервитутов необходимо дать характеристику личным сервитутам (узуфрукту, узусу, праву проживания в чужом доме, праву пользования рабочей силой раба или животного). Здесь же следует изучить вопрос, связанный с возникновением и прекращением сервитутов и защитой сервитутного права.
Студенты должны знать понятие таких прав на чужую вещь, как суперфиций и эмфитевзис, их отличие от сервитутов и содержание (права сторон).
Изучение залогового права как разновидности права на чужую вещь связано с уяснением сущности трёх форм залога (фидуциарной манципации, ручного заклада, ипотеки) и прав залогодержателя и собственника. При этом студенты должны выявить развитие и совершенствование этого правового института.