Внутренний саботажник стремится отговорить вас от нового дела или развалить уже начатое. Но вы можете противопоставить ему свои веские аргументы и не дать ему возможности господствовать над вашими стремлениями.
Приведём примеры контраргументов, которые использовал Виктор, атакуя своего саботажника.
Саботажник | Контраргумент |
1. Этого невозможно достичь. | 1. Но стоит попробовать (мы ещё посмотрим!) |
2. Существует много других дел и обязанностей. | 2. Но немного времени всегда можно выделить на это. |
3. Не спеши, ещё есть время. | 3. Время не ждёт, нужно работать, чтобы не было поздно. |
4. Будет очень много трудностей и препятствий, которые не удастся преодолеть. | 4. Трудности и препятствия для того и создаются, чтобы их преодолевать. |
Своего внутреннего саботажника не легко победить и заставить замолчать. Саботажник – это не только голос вашей субличности, но и голос ваших родителей, друзей, окружающих людей. Но с ним можно ваше «Я» (активное, действенное, уверенное в успехе) взяло верх.
|
|
Другая форма работы, которую мы предлагаем для работы мо внутренним саботажником, заключается в активном эмоциональном диалоге с ним.
Задание
Убедите своего саботажника. Приведите контраргументы, которые преодолели бы его негативное действие.
Приведём пример диалога со своим внутренним саботажником Андрея А. (студента-менеджера).
Внутренний саботажник | Активное, инициативное «Я» |
1. У тебя ничего не получится. | 1. Ты ошибаешься! У меня всё получится. |
2. У тебя есть много важных дел. | 2. Это дело очень важное. Я не лентяй и всегда могу выделить на него один час. |
3. А нужно ли браться за это дело? | 3. Дело стоит того, чтобы за него взяться. |
Задания
1. Подумайте о деле, которое вы хотели бы сделать. Представьте себе, что ваш план удалось осуществить. Теперь попробуйте придумать что-то, что может причинить вред вашим начинаниям, помешать осуществить планы. Вообразите эту картину.
2. Опишите, нарисуйте саботажника или ту силу, которая толкает на саботаж, противодействует выполнению задуманного.
3. Теперь сами побудьте в роли саботажника и целеустремлённо пытайтесь помешать осуществлению своего проекта. Расскажите, какую пользу вы получите от этого.
4. С точки зрения своего «Я» вообразите встречу с саботажником и проведите с ним переговоры.
Упражнение 13. Хвастун
Цель
Идентификация (отождествление) с предметом своей деятельности предоставляет возможность увидеть все его преимущества.
Например, если вы стремитесь развить интерес (свой или детей) к биологии, то станьте на некоторое время пчелой и опишите, какая она чудесная труженица и совершенное живое существо. А если ваша цель – сформировать интерес к автомобилестроению, превратитесь в наиболее современную машину, опишите все чудеса, на которые вы способны, совершенство вашего дизайна и т.п.