Актуальность этической проблематики в контексте коммуникационной деятельности современной организации

Политические и экономические скандалы последних десятилетий, такие, как война в Ираке, вызвали повышенный интерес публик к этическим аспектам деятельности государств и организаций. Механизмы осуществления государственных коммуникаций, технологии лоббирования, выполнение этических норм промышленными предприятиями и корпоративная социальная ответственность – вот основные вопросы, привлекающие особое внимание общественности сегодня. Если в России это пока происходит на уровне дебатов – от статей в печати до бытовых разговоров на кухне, то в развитых странах группы интересов, негосударственные организации, возмущенные теми или иными практиками публики давно перешли к активным действиям.

Коммуникация играет важнейшую роль в освещении этих вопросов и в поисках компромиссных решений. Не секрет, что средства информации особенно интересуются нарушением этических норм предприятиями и организациями – традиция, уходящая корнями в деятельность вышеупомянутых макрекеров, «разгребателей грязи». Именно специалисты по коммуникации призваны разъяснять журналистам и другим аудиториям те или иные этические решения своих организаций, хотя зачастую не имеют достаточно опыта, знаний или информации, чтобы выполнять эту роль.

На академической арене нередки дебаты по поводу того, что же присуще связям с общественностью – с одной стороны, прямое убеждение, влияние, давление, риторика, с другой – полная прозрачность действий, незамутненность лишними словами. С. Катлип, например, считает, что, когда коммуникационная служба действует в качестве этического советника, совести организации, ищущей публичного одобрения каждому ее действию, то эффективность ее работы заметно повышается. Как бы то ни было, именно специалисту по коммуникациям придется объяснять публикам каждый ход своей компании, особенно если за ним стоят неблаговидные, постыдные, неэтичные мотивы. В вопросах этики для организации особенно важно, чтобы ее представляло лицо или орган, которому публики доверяют. С другой стороны, представитель должен хорошо знать организацию, ее ценности, культуру, быть ее частью.

Например, одна из тем, активно разрабатывающихся в мировых СМИ сегодня, связана с «золотым прощанием» – вознаграждением для выходящих на пенсию высших работников организации на фоне сокращений других сотрудников. Даже если это решение имеет легальные основания, закон не всегда дублирует этические принципы – нужно иметь мужество объяснить это перед камерой. Поэтому к образованию менеджеров по связям с общественностью стали относиться так серьезно в последние десятилетия – уже практикующие коммуникаторы стремятся получить теоретические знания, а вместе с ними прививаются и принципы этики и профессионализма в области коммуникации. Судя по всему, человек рождается вне морали, и это является вопросом социализации – привить этические принципы представителям профессии специалиста по связям с общественностью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: