В заключительной теме следует показать, объединив психологический, валеологический, этический подходы, в чем состоит предназначение Человека на Земле, ценность человеческой жизни, здоровья. Обычно последний урок проводится как праздник, подведение итогов.
- Мы узнали в этом году много нового о человеке, о себе. Что нового вы узнали, чему научились за этот год?
Заключительное занятие - театрализованное представление по сказке А.-С. Экзюпери "Маленький принц" или конкурс команд на лучшее знание человека.
Примеры заданий для конкурса:
1.0 каком Правиле Жизни пословица: "Не копай другому яму, сам в нее попадешь". 2. Объясните смысл пословиц:
- Два сапога - пара.
- Молодец на овец, а на молодца и сам овца.
- Шила в мешке не утаишь.
- Знает кошка, чье мясо съела.
З.Как называют в народе такого человека:
Подал ручку, да подставил ножку (двуличный, лицемер).
Ел, да устал, спал, да намаялся (ленивый).
Язык без костей: что хочет, то и лопочет (болтун).
4. Подберите метафоры, фразеологизмы о:
- голове (морочить голову, потерять голову, сломя голову, не сносить головы, вскружить
голову...);
- носе (вешать нос, водить за нос, клевать носом, остаться с носом, не видеть дальше
собственного носа...);
- глазах (мозолить глаза, пускать пыль в глаза, глазом не моргнув, с глазу на глаз, хоть глаз
выколи...);
- ухе (держать ухо востро, пропустить мимо ушей, развесить уши, медведь на ухо наступил,
уши вянут, слышать краем уха...);
- зубах (говорить сквозь зубы, положить зубы на полку, зубы заговаривать, держать язык за
зубами, зуб на зуб не попадает...).
Оформление помещения:
Висят воздушные шары, на стенах - рисунки детей, на доске написано:
Я стою и расту -
я - растение. Я стою и расту и хожу -
я - животное. Я стою и расту и мыслю -
я - человек.
М. Пришвин
Примечание:
Завершая краткий обзор тем, приведем слова Ш.А. Амонашвили: "Надо открыть ребенку саму жизнь, помочь ему вести наблюдения за явлениями жизни, черпать из них опыт для ее улучшения, выбрать в ней верный путь. Нужно также, чтобы ребенок постиг закон о бесконечности жизни, о бессмертии, и на вопрос: "Зачем я живу?", имел осознанный ответ: "чтобы познавать и совершенствоваться, утверждая благо и способствуя эволюции человечества."
Следующие четыре занятия посвящены семье. Они могут проводиться отдельным блоком
или включатся в вышеприведенную программу по желанию учителя.
Цели:
- создание условий для осознанного позитивного отношения к семье;
- улучшение внутрисемейных отношений;
- активизация положительного опыта, полученного ребенком в родительской семье;
- профилактика нарушения внутрисемейных отношений;
- развитие эмпатийных способностей в процессе неформального общения.