Отношения и социальные связи, возникающие между теми или иными субъектами при установлении, введении и взимании налогов, регулируются правовыми нормами. Совокупность этих норм, находя свое закрепление в нормативных актах различного уровня, взаимодействуя между собой и постоянно развиваясь*, образует налоговое право.
330 Глава 15. Налоговое право Российской Федерации. Общие положения
В настоящее время вопрос об отраслевой и институциональной принадлежности налогового права Остается открытым. Разрешение этой проблемы имеет не только теоретическое, но и практическое значение, поскольку отнесение той или иной группы норм к определенной отрасли права означает включение их в определенный отраслевой правоприменительный режим.
Учитывая тенденции развития налогового права, необходимо констатировать тот факт, что традиционные взгляды на налоговое право как финансово-правовой институт налогов с юридических и физических лиц на сегодняшний день устарели и не соответствуют современному положению вещей. Налоговое право по своим социальной важности и экономическому значению давно перешагнуло первоначально установленные для него рамки. Так, в настоящий момент налоговое право уже включает в себя общие и особенные институционные нормы и принципы, систему правового регулирования деятельности налоговых и иных органов, стройную систему законодательных актов по вопросам налогообложения, включая высшую форму кодификации законодательства - Налоговый кодекс РФ. Получает широкое развитие и распространение система налогового контроля, в правоприменительной практике налоговые споры являются одними из самых многочисленных.
|
|
Следует признать, что процесс эволюции правовых норм и институтов о налогах привел к выделению в составе финансового права крупной подотрасли — налогового права, которая в теории права выступает как сложное объединение норм, институтов и их образований по предметному признаку. Данное положение вполне согласуется с тезисом о том, что появление новой сферы общественных отношений или усиление их значимости неизбежно влечет за собой создание новых структурных частей системы права1.
Однако необходимо учитывать, что налоговые отношения возникают в процессе перераспределения национального дохода и носят финансовый характер, они возникают исключительно в процессе деятельности государства и муниципальных образований по поводу планомерного формирования денежных фондов в целях реализации его задач. В то же время перераспределительная деятельность государства охватывает более широкий сектор и включает в себя также отношения по распределению и использо-
|
|
1 См.: Общая теория права. Учебник для юридических вузов. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1996. С. 187.
§ 3. Налоговое право и налоговое законодательство России 331
ванию этих денежных фондов (финансовых ресурсов). В своей же совокупности все эти отношения образуют единую систему финансовых отношений, которая является предметом регулирования права финансового. На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что отношения в сфере налогообложения — это совокупность отношений, являющихся частью финансовых отношений. Данное положение обусловлено также и тем, что налоговая система не выступает обособленной и независимой частью от всей системы государственно-публичного регулирования, а органически входит в финансово-бюджетную систему страны. Налоговая политика государства является неотъемлемой частью его финансовой политики, которая имеет по отношению к первой определяющее значение.
Таким образом, можно констатировать тот факт, что налоговое право в системе российского права занимает достойное место и по предмету и методу правового регулирования является подотраслью финансового права, обладая при этом большой самостоятельностью и обособленностью.
Налоговое право как подотрасль финансового права характеризуется спецификой сферы правового регулирования и метода правового регулирования. Предметом налогового права выступают общественные отношения, носящие многоаспектный и комплексный характер. Это довольно специфическая сфера социальных связей, присутствующих в обществе. Обусловлена она экономическим и публично-правовым содержанием налогов как основного источника образования государственных финансов через изъятие в виде обязательных платежей части общественного продукта, что, собственно, и является предметом правового регулирования.
В общем плане можно сказать, что предметом правового регулирования налогового права являются общественные отношения, которые складываются в обществе по поводу налогообложения {отношения в сфере налогообложения, или налоговые отношения), т.е. по поводу формирования доходной части бюджетной системы государства, в той части, которая отведена непосредственно налогам и сборам. Это обусловлено тем, что налоги являются только одним из источников формирования доходов государства.
Отношения в сфере налогообложения по своему содержанию неоднозначны и при соответствующей правовой регламентации имеют свою сложную структуру, поскольку ими охвачены разносторонние аспекты функционирующей налоговой системы.
332 Глава 15. Налоговое право Российской Федерации. Общие положения
Основываясь на анализе ст. 2 НК РФ, можно сделать вывод, что комплекс отношений в сфере налогообложения, являющихся предметом правового регулирования налоговым правом, составляет взаимосвязанную структуру (структура предмета налогового права), которая включает в себя отношения трех уровней:
—основные отношения в сфере налогообложения;
—факультативные отношения в сфере налогообложения;
—дополнительные отношения в сфере налогообложения. Основные отношения в сфере налогообложения представляют
собой социальные связи, которые складываются между соответствующими субъектами и носят базовый, системный и всеобъемлющий характер. Это своеобразный стержень всех налоговых отношений, который пронизывает и предопределяет все функционирование налоговой системы в целом. Через эти отношения и выполняется главное экономическое и социальное назначение налогов - формирование государственных финансов.
Основные налоговые отношения, в свою очередь, можно подразделить на три отдельные подгруппы:
|
|
— отношения по установлению налогов и сборов на федеральном, региональном и местном уровне;
— отношения по введению налогов и сборов на федеральном, региональном и местном уровне соответственно;
— отношения по взиманию налогов и сборов, которые возникают в процессе налогового производства, т.е. при исчислении и уплате конкретных налогов и сборов (разд. IV НК РФ).
Факультативные отношения в сфере налогообложения представляют собой социальные связи, которые складываются между соответствующими субъектами и носят несистемный и необязательный характер. То есть они обеспечивают (как бы «обслуживают») основные налоговые отношения. Факультативные отношения не являются базовыми при функционировании налоговой системы (т.е. они не выполняют главной фискальной задачи налогов в обществе), но в то же время без этих отношений нормальное функционирование налоговой системы просто невозможно.
В составе факультативных отношений в сфере налогообложения также можно выделить три подгруппы:
— отношения, возникающие при осуществлении налогового
контроля, т.е. при проведении налоговых проверок, получении
объяснительных, осмотров и т.д. (разд. V НК РФ);
§ 3. Налоговое право и налоговое законодательство России 333
— отношения, возникающие при привлечении соответствующих лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений (разд. VIНК РФ);
— отношения, возникающие в процессе обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц (разд. VII НК РФ).
Дополнительные отношения в сфере налогообложения представляют собой соответственные общественные отношения, которые, являясь предметом правового регулирования других правовых институтов, тем не менее, в какой-то своей определенной части регулируются законодательством о налогах и сборах и, таким образом, входят в предмет налогового права.
Это в первую очередь касается отношений по взиманию таможенных платежей и платежей, взимаемых во внебюджетные фонды.
|
|
Таким образом, прослеживаются несколько групп отношений, регулируемых налоговым правом. Все эти отношения тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены между собой, что позволяет сделать вывод о том, что предметом налогового права является группа однородных отношений, возникающих между государством и налогоплательщиками (иными обязанными лицами) в связи с установлением, введением и взиманием налогов, отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, и иных отнЬшений, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
Вместе с тем, предмет правового регулирования не может служить единственным критерием определения соответствующего правового образования, поскольку общественные отношения чрезвычайно разнообразны и, кроме того, нередко одни и те же общественные отношения регулируются различными отраслями права (например, конституционным, налоговым, таможенным, административным, уголовным). Поэтому вторым, дополнительным критерием при определении места налогового права в системе права выступает метод правового регулирования. Под методом правового регулирования понимается совокупность и сочетание приемов, способов воздействия права на общественные отношения. Предмет правового регулирования отвечает на вопрос: что регулирует право? Метод отвечает на вопрос: как регулирует?
334 Глава 15. Налоговое право Российской Федерации. Общие положения
Методом налогового права являются специфические способы, приемы, юридические средства, при помощи которых регулируется поведение участников налоговых и связанных с ними отношений. Анализируя систему воздействия на отношения, регулируемые налоговым правом, можно сделать вывод о том, что основной чертой метода регулирования налоговых отношений выступают государственно-властные (централизованные, императивные) предписания одним участникам налоговых отношений со стороны других, выступающих от имени государства (метод субординации).
С учетом вышеизложенного представляется возможным дать определение понятию налогового права.
Налоговое право — система финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с установлением, введением и взиманием налогов путем императивного (с элементами диспозитивности)метода воздействия на соответствующих субъектов.
Норма права не может существовать абстрактно; для того чтобы она стала действовать, выступать регулятором тех или иных общественных отношений, ей необходимо внешнее выражение. Любая правовая норма находит свое выражение в нормативно-правовом акте, под которым понимается акт, устанавливающий нормы права, вводящий их в действие, изменяющий или отменяющий правила общего характера1. Совокупность указанных актов образует законодательство.
Поскольку правовые нормы, регламентирующие налоговые отношения, не являются исключением, они также находят свое внешнее выражение в нормативных актах — источниках налогового права, совокупность которых составляет налоговое законодательство2.
Говоря о понятии налогового законодательства, необходимо учитывать, что наличие большого количества актов, содержащих те или иные нормы налогового права, позволяет двояко трактовать понятие «законодательство» в широком и узком смысле слова. В первом случае под налоговым законодательством следует понимать совокупность актов законодательных органов, принимаемых представительными органами власти, а также подзакон-
1 См.: Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева.
М., 1994. С. 115.
2 Законодательство (англ. legislation) - внешняя форма выражения объек
тивного права.
§ 3. Налоговое право и налоговое законодательство России 335
Hi>ie акты, принимаемые органами исполнительной власти, содержащие те или иные властные предписания участникам налоговых отношений. Во втором случае под налоговым законодательством понимается совокупность нормативных актов, содержащих нормы налогового права, принимаемых исключительно законодательными органами власти.
Взаимосвязанная совокупность всех нормативных актов различного уровня, принятых представительными органами власти и содержащих налогово-правовые нормы, образует систему российского налогового законодательства.
С учетом ст. 1 и 3 НК РФ в системе налогового законодательства можно выделить две большие группы — акты законодательства о налогах и сборах и акты органов исполнительной власти (подзаконные акты)..
К первой группе относятся Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы и законы субъектов РФ. Ко второй группе - указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции и другие акты федеральных органов исполнительной-власти, нормативные акты органов субъектов РФ, нормативные акты муниципальных органов1.
Кроме того, к системе налогового законодательства можно отнести также иные нормативные документы, так или иначе регламентирующие налоговые отношения или оказывающие на них определенное влияние. Рассмотрим их подробнее.
Исходя из федеративного устройства Российской Федерации и в соответствии с конституционным принципом разделения властей, можно выделить четыре уровня системы законодательства о налогах и сборах, которые осуществляют основное правовое регулирование отношений в сфере налогообложения в Российской Федерации: Налоговый кодекс РФ (акт высшей юридической силы), федеральные законы о налогах и сборах, принятые в соответствии с НК РФ, законы и иные нормативные акты законодательных (представительных) органов субъектов Федерации и нормативные акты представительных органов местного самоуправления.
Таким образом, можно говорить, что в настоящее время в России существует многруровневая система нормативного регулирования налоговых отношений.
1 См.: Комаров С, МалькоА. Теория государства и права. Учебно-методическое пособие. М., 1999. С. 313-314.
336 Глава 15. Налоговое право Российской Федерации. Общие положения