Домашние задания по физическому воспитанию

Физическое воспитание детей невозможно полностью осуществить только на уроках физической культуры. Необходима дополнительная деятельность занимающихся в виде выполнения домашних заданий. С помощью домашних заданий решаются следующие учебно-воспитательные задачи:

1) повышение двигательной активности детей;

2) укрепление основных мышечных групп;

3) формирование, правильной осанки;

4) подготовка к выполнению учебных нормативов и требования программ.

Для учащихся начальных классов в качестве домашних заданий могут предлагаться комплексы общеразвивающих упражнений и упражнения направленные на воспитание физических качеств (прыжки со скакалкой, приседания, метание мяча и т.д.). Упражнения должны быть несложные по координации и уже усвоенные учениками. Их выполнение не должно быть связано с громоздким оборудованием и инвентарем.

Дл учащихся 5-9 классов в качестве домашних заданий в основном используются комплексы общеразвивающих и специальных упражнений на развитие силы мышц рук, ног, брюшного пресса, спины, а также гибкости, ловкости и выносливости.

Для старшеклассников следует применять дифференцированный и индивидуальный подходы. Для девушек рекомендуются упражнения способствующие закреплению правильной осанки и коррекции фигуры. Это упражнения художественной и ритмической гимнастики, танцевальные движения. Для юношей – комплексы упражнений для воспитания всех физических качеств, а также подготовительные и подводящие упражнения с целью освоения конкретного материала учебной программы. Упражнения для воспитания физических качеств необходимо выполнять ежедневно в течение достаточно продолжительного срока в соответствии с проходимым разделом программы.

Качество домашнего задания проверяется в процессе урока: анализируется упражнение, исправляются ошибки в выполнении заданных на дом упражнений, дается новое домашнее задание с разъяснением интенсивно­сти упражнений, способа их выполнения в условиях жилой комнаты, дво­ра, школьной площадки и т.п.

В зависимости от вида задания, сроки, на которые задаются домашние задания, мо­гут быть в пределах двух-трех дней (освоение техники отдельных упражнений или комплексов; усвоение теоретиче­ских знаний), одного-двух месяцев (воспитание одного или нескольких двигательных качеств).

Объем выполнения домашних заданий для учащихся средних и старших классов по физической культуре не должен превышать 30 минут.

Планирование в физическом воспитании

Планирование физического воспитания — это предварительная разработка и определение на предстоящую деятельность целевых установок и задач, содержания, методики, форм организации и методов учебно-воспитательного процесса с конкретным контин­гентом занимающихся.

Виды планирования: перспективное, текущее (этапное) и оперативное.

Перспективное планирование — это планирование на длитель­ный срок (например, в общеобразовательной школе на несколь­ко лет с распределением программного материала по годам обу­чения).

Текущее планирование охватывает этапы работы (например, в общеобразовательной школе — это планирование на учебную чет­верть).

Оперативное планирование осуществляется на ближайшее вре­мя (на предстоящее занятие).

Основными документами планирования в физическом воспитании являются:

1) учебный план;

2) учебная программа;

3) годовой пла­н-график учебного процесса;

4) поурочный рабочий (темати­ческий) план на четверть;

5) расписание занятий;

6) план-конспект урока.

Указан­ные документы планирования в логическом и содержательном отношениях связаны между собой. Каждый последующий, более частного характера документ разрабатывается в соответствии с предшествующим.

По своему функциональному назначению все документы пла­нирования делятся на три типа.

1. Документы, определяющие основную направленность и со­держание учебного процесса в общеобразовательных школах, кол­леджах профессионального образования, средних и высших спе­циальных учебных заведениях. К ним относятся учебный план и учебная программа. Эти документы являются государственными и обязательными для выполнения.

2. Документы, определяющие порядок организации процесса физического воспитания (план-график учебного процесса и рас­писание занятий).

3. Документы методического характера, в которых преимуще­ственно отражена методика физического воспитания (рабочий план и план-конспект занятия).

Учебные планы и программы по физическому воспитанию для общеобразовательных школ, средних и высших специальных учеб­ных заведений, спортивных школ и других организаций разраба­тываются государственными органами (министерствами, комите­тами). Планы-графики учебного процесса, рабочие планы и пла­ны-конспекты уроков разрабатываются самими преподавателями исходя из отправных официальных документов — учебного плана и программы.

Учебный план представляет собой основной (исходный) доку­мент, на основе которого осуществляется вся рабо­та по физическому воспитанию в государственных учебных заве­дениях всех уровней.

Учебным планом устанавливаются:

а) общая продолжитель­ность занятий по физическому воспитанию в общеобразователь­ной школе, учебном заведении; спортивной специализации в ДЮСШ и других спортивных школах;

б) разделы (виды) про­граммного материала с указанием часов на их прохождение по годам обучения.

Учебная программа — это документ планирования учебной ра­боты, в котором определяются:

а) целевые установки и общие задачи педагогического процесса: в общеобразовательной школе — курса физического воспитания, в ДЮСШ — спортивной трени­ровки по избранному виду спорта;

б) объем знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть занимающиеся в планируе­мый срок занятий, и перечень основных физических упражнений и других средств, обеспечивающих решение поставленных задач;

в) уровень теоретической, общефизической и спортивной подготовленности, выраженный в зачетных требованиях и учебных нормативах (тестовых показателях), который должны достигнуть занимающиеся на каждом году и по окончании обучения в образова­тельном учреждении.

Программа по физическому воспитанию состоит в основном из 4 разделов:

1) уроки физической культуры;

2) физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня;

3) физи­ческая культура во внеурочное время;

4) физкультурно-массовые и спортивные мероприятия.

Учебные программы имеют следующую типовую структуру:

1) пояснительная записка, в которой раскрываются цель и задачи курса физического воспитания, указываются особенности контин­гента занимающихся, характеризуется структура программы, ре­комендуются методы и формы занятий, даются указания по пла­нированию и учету и др.;

2) учебный материал по теоретическому и практическому разделам (перечень основных теоретических тем для изучения, описание всех физических упражнений, подлежа­щих освоению по годам обучения), а также зачетные требования и учебные нормативы по освоению двигательных действий и разви­тию физических качеств;

3) приложение, в котором приводится список рекомендуемой литературы, образцы планов, заявок, ти­повой табель спортивного инвентаря и оборудования, необходи­мого для обеспечения занятий по физической культуре, пример­ные карты физической подготовленности и развития учащихся и др.

Учебная программа разрабатывается в соответствии с устано­вленным учебным планом содержанием и объемом часов, отве­денных на каждый раздел и в целом на все разделы занятий.

Годовой план-график учебного процесса по физическому воспитанию (таблица в конце)

Главное назначение плана-графика заключается в том, чтобы наиболее целесообразно, эффективно распределить программный материал на учебный год.

Составляя план-график, необходимо руководствоваться учеб­ным планом (где приводится и расчет часов) и программой школь­ного курса физического воспитания.

Планом-графиком учебного процесса по физическому воспи­танию образовательной школы устанавливается последовательность прохождения материала разделов программы по месяцам и неде­лям учебного года с учетом сезонно-климатических условий про­ведения занятий в каждую школьную четверть.

Различные условия сезонов года для занятий обусловлива­ют необходимость при планировании выделять следующие эта­пы учебного процесса:

1) осенний (I четверть),

2) осенне-зим­ний (II четверть),

3) зимний (III четверть),

4) весенне-летний (IV чет­верть).

Для каждого этапа предусматриваются решение определенных задач общей физической подготовки и использование соответству­ющих средств. В частности, в межсезонье на уроках идет изучение материала по гимнастике и играм.

Годовой план-график может быть двух видов: с составлением крупных блоков, включающих основные разделы программы по физи­ческому воспитанию, и с распределением программного материала по урокам на весь учебный год. Существует два способа планирова­ния времени, отводимого на овладение материалом: либо указыва­ется время, отводимое на разные упражнения, либо символом ука­зывается наличие данного материала без указания времени.

Разрабатывая план-график на предстоящий учебный год, сле­дует учитывать недостатки, которые были выявлены при реализа­ции плана текущего года.

Годовой план-график

распределения учебного материала по физической культуре

_____ класса ____ школы ____ учебный год

Задачи: образовательные; оздоровительные; воспитательные.

Разделы программы учебный материал I четверть IV четверть
Номера уроков
               
I. Теоретические сведения                  
II. Техническая подготовка                  
1. гимнастика                  
2. легкая атлетика                  
III. Воспитание физических качеств                  
1. сила                  
2. быстрота и т.д.                  
IV. Домашние задания     +     +      

Поурочный рабочий (тематический) план

В нем в более конкрети­зированном виде, чем в графике учебного процесса, представле­ны используемые средства и отражена методика обучения двига­тельным действиям и воспитания физических качеств.

Школьный рабочий план имеет две части: объяснительную за­писку к плану и само содержание плана.

В объяснительной записке должны быть четко определены и сформулированы задачи учебной работы на четверть с данной па­раллелью классов; указаны объемы изучения нового ма­териала и повторения ранее пройденного для закрепления и совершенствования умений и навыков; отмечены особенности организации и методики занятий в данной четверти; приведены контрольные упражнения, учебные нормативы и требования на четверть.

Непосредственно в рабочем плане приводятся основные изучаемые упражнения разде­лов программы, распределенные в порядке преемственности и по­степенного усложнения по занятиям (поурочно).

Кроме этого в рабочем плане на каждом уроке отводится время (в минутах) на сообщение учащимся знаний по физической культу­ре, предусмотренных программой для данного класса и, исходя из общего объема часов, выделенных на теоретический раздел.

В рабочих планах, как правило, отражают содержание основ­ной части урока, материал же подготовительной и заключитель­ной частей указывается в планах-конспектах занятий.

Наиболее распространенная текстуальная форма рабочего пла­на включает: номер урока, формулировку основных задач урока, краткую запись о содержании обучения и тренировки с указани­ем нагрузок по объему и интенсивности дифференцированно для занимающихся мужского и женского пола.

Расписание занятий должно быть по возможности постоянным, стабильным и предусматривать примерно равные промежутки вре­мени между занятиями по физическому воспитанию.

План-конспект урока

Это самый детализированный план занятия, необ­ходимый для оперативного управления учебно-воспитательным процессом (составляется на каждый урок).

При постановке задач следует исходить из содержания поуроч­ного рабочего плана, учитывать результаты предыдущего урока и сложность освоения нового материала, а также состав занимаю­щихся, их подготовленность, условия места занятия.

При составлении плана-конспекта опреде­ляется содержание основной части урока, а затем в соответ­ствии с ним материал подготовительной и заключительной частей.

1. В графе «Части урока» указываются цифрами части урока (1 — подготовительная; 2 — основная; 3 — заключительная) и их продолжительность (в мин).

3. В графе «Содержание урока» последовательно указываются по частям занятия все предусмотренные для проведения физические упражнения. При записи общеразвивающих упражнений, выполняемых на нес­колько счетов, обязательно надо записать исходное положение (и.п.) и действия на каждый счет. Если в основной части урока используется групповой метод, то в конспекте записывается содержание упражнений для каждого отделения и указывается порядок смены видов упражнений. Отдельно записываются упражнения для мальчиков и девочек при планировании на уроке разного для них учебного материала.

4. В графе «Дозировка нагрузки» и подграфе «Объем» указываются количество повторений упражнений, затраты времени на выполнение упражнения (в мин), ве­личина преодолеваемого расстояния и т.д. В подграфе «Интенсивность» указывается ЧСС рекомендуемая для данного упражнения.

5. В графе «Организационно-методические указания» указываются способы организации занимающихся, методы выполнения упражнений, требования к их выполнению, а также делаются записи типа: «сообщить об ошибках», «обеспечить страховку», «напомнить правила игры» и т.п.

Примеры частных задач.

Подготовительная часть урока:

а) сообщить задачи урока;

б) разучить отдельные строевые приемы;

в) содействовать формированию правильной осанки и т.п.

Основная часть урока:

а) создать у занимающихся представление об изучаемом двигательном действии;

б) разучить отдельные элементы двигательного действия (например, разбег и отталкивание от мостика при опорном прыжке);

в) добиться мягкого и устойчивого приземления при опорных прыжках;

г) ознако­мить с основными правилами подвижной (спортивной) игры и т.п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: