К учащимся в школе должны предъявляться требования, объективно отражающие индивидуальный уровень умений и навыков, развитие двигательных способностей на конкретном этапе обучения.
В процессе обучения осуществляется текущая, промежуточная и итоговая аттестации учащихся. Аттестация может осуществляться в устной, письменной ипрактической формах.
Аттестация по учебному предмету «Физическая культура» осуществляется в соответствии с нормами оценки результатов учебной деятельности учащихся, которые оцениваются в баллах по 5-балльной системе - 2 (неудовлетворительно), 3 (удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично). Отметка «не аттестован» выставляется при отсутствии результатов учебной деятельности учащегося на момент аттестации.
Оценочная деятельность заключается в определении степени выполнения (решения) учащимися задач, поставленных перед ними в процессе обучения, а также на основании сопоставления реальных результатов их учебной деятельности с требованиями учебных программ и образовательных стандартов.
|
|
Количественным показателем оценки результатов учебной деятельности учащихся является отметка. Отметка — это результат процесса оценивания, его условно-формальное (знаковое) выражение в баллах.
Выставляемая педагогом оценка должна быть объективной, исключающей личные симпатии или антипатии по отношению к учащемуся и, в то же время, учитывающей индивидуальные особенности его психофизического развития.
Объективность оценки во многом зависит от адекватности установленных учителем критериев (требований), основанных на программно-нормативных документах, к двигательным и интеллектуальным возможностям учащихся, их возрасту, полу. Отметка по физической культуре, с одной стороны, характеризует успехи и неудачи ученика по различным видам учебной деятельности, а, с другой, должна отражать все виды учебной деятельности.
Критерии учета успеваемости
Педагог на протяжении всего урока может оценивать следующие видыдеятельности учеников, выводя итоговую отметку.
1. Знания. Общие теоретические сведения о социальной сущности физической культуры, медико-биологические основы развития организма, история физической культуры, знания основ видов движений, правил подвижных и спортивных игр, проведения соревнований, обеспечения безопасности при занятиях физическими упражнениями и т.д.
2. Умения и навыки. Контроль не только за результатом, но и за процессом освоения учащимися техники физических упражнений. Отметка выставляется как за законченное движение, так и за отдельные его элементы. Вместе с тем, учитель может оценивать методические, организаторские, инструкторские способности учащихся.
|
|
3. Уровень развития двигательных способностей в соответствии с программой, а также специальной физической подготовленности по различным видам физических упражнений, изучаемых в школе. Физическая подготовленность учащихся оценивается с помощью следующих контрольных упражнений: наклон вперед (см), челночный бег (с), подтягивание (мальчики - количество раз), поднимание туловища (девочки -количество раз за 1 мин), прыжок в длину с места (см), бег на длинную дистанцию, которая зависит от параллели класса.
4. Домашние задания. Самостоятельное разучивание упражнений, выполнение упражнений тренировочного характера, написание рефератов на физкультурную тематику, сбор и анализ спортивной информации.
5. Прилежание. Должная оценка выставляется ученику за сознательную дисциплину, чувство ответственности, добросовестное отношение к труду, спортивному оборудованию, инвентарю.
v Оценка знаний. Достижения учащихся по знаниевому компоненту оцениваются в соответствии с общепринятыми критериями по 5-балльной шкале. Для этого выделяется пять уровней усвоения учебного материала (таблица).
Первый уровень (низкий) - действия на узнавание, распознавание и различение понятий (объектов изучения).
Второй уровень (удовлетворительный) - действия по воспроизведению учебного материала (объектов изучения) на уровне памяти.
Третий уровень (средний) - действия по воспроизведению учебного материала (объектов изучения) на уровне «понимания»; описание и анализ действий с объектами изучения.
Четвертый уровень (достаточный) — действия по применению знаний в знакомой ситуации по образцу; объяснение сущности объектов изучения; выполнение действий с четко обозначенными правилами; применение знаний на основе обобщенного алгоритма для решения новой учебной задачи.
Пятый уровень (высокий) - действия по применению знаний в незнакомых, нестандартных ситуациях для решения качественно новых задач; самостоятельные действия по описанию, объяснению и преобразованию объектов изучения.
v Оценка техники физического упражнения. При оценке уровня сформированности любого двигательного умения и навыка предлагается учитывать незначительные, значительные и грубые ошибки.
Незначительные ошибки характеризуются минимальным отклонением от стандартной техники (образца), которое не нарушает основу общеприобретенной биодинамической структуры движений; незначительные ошибки в деталях техники упражнений, которые не снижают качества показателя этого движения;
За незначительные ошибки оценка может быть снижена на 1балл.
Значительные ошибки характеризуются минимальным отклонением от стандартной техники, которое не изменяет биодинамической структуры движений, но снижает количественные показатели или увеличивает время для выполнения упражнений. Значительное отклонение в деталях техники физических упражнений, которое снижает количественные показатели или увеличивает время на освоение этого двигательного действия;
За значительные ошибки оценка может быть снижена на 2 балла.
Грубые ошибки характеризуются значительными отклонениями от основ и деталей техники, которые препятствуют формированию основного двигательного стереотипа (навыка) и отрицательно отражаются на результативности этого упражнения;
За грубые ошибки оценка может быть снижена на 3 балла.