Оценка и учет успеваемости в физическом воспитании школьников

К учащимся в школе должны предъяв­ляться требования, объективно отражающие индивидуальный уровень умений и навыков, развитие двигательных способностей на конкретном этапе обучения.

В процессе обучения осуществляется текущая, промежуточ­ная и итоговая аттестации учащихся. Аттестация может осуществляться в устной, письменной ипрактической формах.

Аттестация по учебному предмету «Физическая культура» осуществляется в соответствии с нормами оценки результатов учебной деятельно­сти учащихся, которые оцениваются в баллах по 5-балльной системе - 2 (неудовлетворительно), 3 (удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично). Отметка «не аттестован» выставляется при отсутствии результатов учебной деятельности учащегося на момент атте­стации.

Оценочная деятельность заключается в определении степени выполнения (решения) учащимися задач, поставленных перед ними в процессе обучения, а также на основании сопоставления реальных результатов их учебной деятельности с требованиями учебных программ и образователь­ных стандартов.

Количественным показателем оценки результатов учебной деятельности учащихся является отметка. Отметка — это результат процесса оце­нивания, его условно-формальное (знаковое) выражение в баллах.

Выставляемая педагогом оценка должна быть объективной, исключающей личные симпатии или антипатии по отношению к учащемуся и, в то же время, учитывающей индивидуальные особенности его психофизического развития.

Объективность оценки во многом зависит от адекватности установленных учителем критериев (требований), основанных на программно-нормативных документах, к двигательным и интеллектуальным возможно­стям учащихся, их возрасту, полу. Отметка по физической культуре, с одной стороны, характеризует успехи и неудачи ученика по различным ви­дам учебной деятельности, а, с другой, должна отражать все виды учебной деятельности.

Критерии учета успеваемости

Педагог на протяжении всего урока может оценивать следующие ви­дыдеятельности учеников, выводя итоговую отметку.

1. Знания. Общие теоретические сведения о социальной сущности физической культуры, медико-биологические основы развития организма, история физической культуры, знания основ видов движений, правил подвижных и спортивных игр, проведения соревнований, обеспечения безопасности при занятиях физическими упражнениями и т.д.

2. Умения и навыки. Контроль не только за результатом, но и за процессом освоения учащимися техники физических упражнений. Отметка выставляется как за законченное движение, так и за отдельные его элемен­ты. Вместе с тем, учитель может оценивать методические, организатор­ские, инструкторские способности учащихся.

3. Уровень развития двигательных способностей в соответствии с программой, а также специальной физической подготовленности по различным видам физических упражнений, изучаемых в школе. Физическая подготовленность учащихся оценивается с помощью следующих контрольных упражнений: наклон вперед (см), челночный бег (с), подтягивание (мальчики - количество раз), поднимание туловища (девочки -количество раз за 1 мин), прыжок в длину с места (см), бег на длинную дистанцию, которая зависит от параллели класса.

4. Домашние задания. Самостоятельное разучивание упражнений, выполнение упражнений тренировочного характера, написание рефератов на физкультурную тематику, сбор и анализ спортивной информации.

5. Прилежание. Должная оценка выставляется ученику за сознательную дисциплину, чувство ответственности, добросовестное отношение к труду, спортивному оборудованию, инвентарю.

v Оценка знаний. Достижения учащихся по знаниевому компоненту оцениваются в соответствии с общепринятыми критериями по 5-балльной шкале. Для это­го выделяется пять уровней усвоения учебного материала (таблица).

Первый уровень (низкий) - действия на узнавание, распознавание и различение понятий (объектов изучения).

Второй уровень (удовлетворительный) - действия по воспроизведе­нию учебного материала (объектов изучения) на уровне памяти.

Третий уровень (средний) - действия по воспроизведению учебного материала (объектов изучения) на уровне «понимания»; описание и анализ действий с объектами изучения.

Четвертый уровень (достаточный) — действия по применению знаний в знакомой ситуации по образцу; объяснение сущности объектов изучения; выполнение действий с четко обозначенными правилами; применение зна­ний на основе обобщенного алгоритма для решения новой учебной задачи.

Пятый уровень (высокий) - действия по применению знаний в незнакомых, нестандартных ситуациях для решения качественно новых задач; самостоятельные действия по описанию, объяснению и преобразова­нию объектов изучения.

v Оценка техники физического упражнения. При оценке уровня сформированности любого двигательного умения и навыка предлагается учитывать незначительные, значительные и грубые ошибки.

Незначительные ошибки характеризуются минимальным отклонением от стан­дартной техники (образца), которое не нарушает основу общеприобретенной биодинамической структуры движений; незначительные ошибки в де­талях техники упражнений, которые не снижают качества показателя этого движения;

За незначительные ошибки оценка может быть снижена на 1балл.

Значительные ошибки характеризуются минимальным отклонением от стан­дартной техники, которое не изменяет биодинамической структуры движений, но снижает количественные показатели или увеличивает время для выполнения упражнений. Значительное отклонение в деталях техники фи­зических упражнений, которое снижает количественные показатели или увеличивает время на освоение этого двигательного действия;

За значительные ошибки оценка может быть снижена на 2 балла.

Грубые ошибки характеризуются значитель­ными отклонениями от основ и деталей техники, которые препятствуют фор­мированию основного двигательного стереотипа (навыка) и отрицательно отражаются на результативности этого упражнения;

За грубые ошибки оценка может быть снижена на 3 балла.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: