Факторы изменений участников группы

Моделирование групповых психокоррекционных занятий

Лекция 1. СПЕЦИФИКА ГРУППОВОЙ РАБОТЫ

ФАКТОРЫ ИЗМЕНЕНИЙ УЧАСТНИКОВ ГРУППЫ

Формирование и коррекция представления человека о себе в группе, в отличие от обыденного общения, происходят более интенсивно, более выражено, а главное — управляемо. В группе, выражая личностно значимые мысли и чувства и получая обратную связь от других, человек получает возможность исследовать себя как бы со стороны. При этом другие участники группы выступают в роли особых «зеркал», отражающих и показывающих то, что сам участник не может «увидеть» самостоятельно.

Коррекция самовосприятия участников — достаточно сложный и утонченный процесс, требующий от ведущего особой чувствительности. Но эти усилия оправданы, так как именно то, как человек себя представляет и воспринимает, во многом определяет те цели, которые он перед собой ставит, поступки, которые он совершает, и его общее отношение к жизни. Работа с самопредставлением участников затрагивает сложные внутренние структуры, пробуждает и стимулирует их стремление к самопознанию и самосовершенствованию, что при соответствующем сопровождении может способствовать более эффективной перестройке всего «здания» личности. В данной метафоре работа, направленная на развитие психических процессов, различных навыков и т. п., является скорее строительством пристроек к имеющемуся зданию.

Работа с самопредставлением человека так или иначе присутствует в любой групповой работе. Даже если ведущий не уделяет этой работе направленного внимания, он меняет собственные представления участников. Любое психологическое приобретение человека меняет его представление о себе. И наоборот, если человек вышел с тем же представлением, что и пришел, значит, он ничего не «взял», ничего не освоил.

Следует также особо подчеркнуть важность направленного выстраивания работы ведущим на помощь участникам в принятии себя и развитии у них их способности к самораскрытию. Готовность человека к раскрытию своего «Я» другому человеку является символом сильной и здоровой личности. Не готовому к самораскрытию человеку приходится создавать внешние маски (ложные «Я») и тратить много энергии на их поддержание, что в конечном итоге приводит к истощению и разорению личности. Кроме того, процесс самораскрытия каждого участника группе является не только средством его развития, но и средством для развития остальных ее членов. Как отмечает Г. И. Андреева, «каждый раз, познавая другого, формируется и сам познающий индивид. При этом существует двоякая связь: с одной стороны, богатство представлений о самом себе определяет и богатство представлений о другом человеке, с другой стороны, чем более полно раскрывается другой человек, тем более полно становится представление о себе».

Различными авторами выделяются следующие факторы, обеспечивающие изменения участников в группе.

1. Членство в группе. Само членство в группе может эффективно воздействовать и вызывать изменения. Осознание принадлежности к группе позволяет человеку прочувствовать, что его проблемы не уникальны и что он не один со своими проблемами.

2. Эмоциональная поддержка группы. Эмоциональная поддержка в группе, атмосфера взаимной заинтересованности, доверия создают предпосылки для ослабления защитных механизмов. Ощущение поддержки снимает напряжение, придает уверенность и активизирует человека. Эмоциональная поддержка оказывает стабилизирующее положительное воздействие на самооценку, повышает степень самоуважения, способствует позитивной переоценке отношения к себе.

3. Помощь другим участникам группы. Помощь остальным участникам, ощущение сопринадлежности повышают чувство собственной необходимости, полезности. Этот фактор помогает преодолеть болезненную фиксацию на своих проблемах, укрепляет чувство уверенности в себе, в своих возможностях справляться и со своими трудностями.

4. Возможность эмоционального реагирования. Возможность свободного выражения эмоций позволяет снять накопленное эмоциональное напряжение, что в сочетании с эмоциональной поддержкой группы способствует раскрытию личностных проблем участников, связанных с соответствующими переживаниями и последующей их переработке.

5. Обратная связь. Одним из важнейших факторов, образующих и корректирующих «Я» человека, является информация о нем, получаемая от группы. Обратная связь может быть вербальной или невербальной, общей или специфической, оценочной или просто описывающей, эмоционально окрашенной или нейтральной, но именно она является для участника «его видением себя со стороны». Человек и в обыденной жизни так или иначе получает обратную связь. Но в ситуации, сформированной в психологическом плане группы, он более подготовлен к конструктивному восприятию обратной связи от других участников, которая в свою очередь может быть более объективной, откровенной, а главное, не отсроченной.

6. Наблюдение и осмысление. Даже пассивное наблюдение, а тем более активное участие в работе группы позволяет участнику выйти на осмысление собственного опыта и поведения в группе, мотивов, лежащих в реализации данного поведения, собственных форм эмоционального реагирования в различных ситуациях, своей роли в происхождении конфликтных ситуаций, и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: