- по количеству участников:
· индивидуальные – беседы, занятия воспитателя с одним воспитанником;
· групповые – несколько участников (кружок, временная группа, класс) находятся в непосредственном контакте;
· массовые – несколько классов, школа, район, город и т.д. проводят праздники, конференции, слеты, шествия и т.п.
- по основному виду деятельности (Н.Е.Щуркова):
- формы познавательной деятельности;
- трудовой,
- общественно полезной,
- эстетической,
- физкультурно-оздоровительной,
- ценностно-ориентационной.
- в зависимости от метода воспитательного воздействия (Н.И.Болдырев):
· словесные – собрания, сборы, линейки, лекции, конференции, встречи, устные газеты, радиожурналы;
· наглядные – музеи, выставки, витрины, стенды, стенные газеты…
· практические – походы, экскурсии, спартакиады, олимпиады, конкурсы, субботники, тимуровская работа…
- в зависимости от метода воспитательного воздействия: слово, переживание, работа, игра, психологическое упражнение:
· словесно-логические – осн. средство воздействия – убеждение словом (собрания, сборы, линейки, лекции, конференции, встречи, беседы);
· образно-художественные - осн. средство воздействия- совместные переживания, преимущественно социально-нравственные, эстетические (концерт, спектакль, праздник);
· трудовые формы - осн. средство воздействия – совместная работа, различная деятельность, в т.ч. общественно полезная.
· Игровые (досуговые) формы - осн. средство воздействия – игра, совместный отдых, содержательное развлечение;
· Психологические формы - осн. средство воздействия – элементы психологического тренинга, методы практической психологии, инд. и групповой психотерапии: лекции, беседы, дискуссии, тренинги…
- по воспитательной задаче:
· формы управления и самоуправления школьной жизнью – собрания, линейки, митинги, кл.часы…
· познавательные формы – экскурсии, походы, фестивали, тем.вечера, студии, секции, выставки…
· развлекательные формы – утренники, вечера, капустники…