Развитие финансовых отношений требует четкого регулятора и таким регуляторам явл-ся право. Отношения, возникающие в сфере финансовых отношений в первую очередь урегулировано правом.
Финансовым правоотношениям характерны все признаки, присущие иным правоотношениям:
1. Возникают на основе норм ФП
2. Участники этих отношений нах-ся во взаимной связи посредством прав и обязанностей
3. Отношения между участниками охраняются принудительной силой государства.
Финансовые правоотношения составляют основное содержание финансовой деятельности. Вне правовых границ фин. деятельность осуществляться не может.
Особенности финансовых правоотношений:
1. Возникает в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов
2. Финансовые правоотношения являются имущественными правоотношениями. Возникаю по поводу денежных средств, которые принадлежат государству или МО. Несмотря на то, что фин. правоотношения могут проявляться в др. отраслях права, они являются производными
|
|
3. Одной стороной фин. правоотношений будет явл-ся государство, МО и их уполномоченные органы и организации.
4. Т.к. одной стороной фин. правоотношений выступает государство или МО, то фин. правоотношения относятся к властным (публичным) правоотношениям, также на эту особенность указывает общегосударственные цели (финансирование и реализация функций государства, которые установлены конституцией РФ, и развитие приоритетных направлений).
5. Комплексность мер ответственности за нарушение норм ФП. Эта особенность заключается в том, что при таком нарушении могут применяться все виды ответственности, предусмотренные в российском законодательстве (н: АПКРФ – глава №15, УКРФ, фин. ответственность, которая подразделяется на ответственность бюджетную (БКРФ) и налоговая ответственности (НКРФ)).
Финансовая ответственность:
1. Бюджетная ответственность (виды и составы в БК РФ)
2. Налоговая ответственность (отличается от административной, содержится в НК РФ, предусмотрен особый порядок привлечения к ответственности, иной источник где содержатся нормы)
3. Ранее существовала валютная ответственность, но сейчас ее нет.
Финансовые отношения возникают на основании юрфакта, т.е. жизненные обстоятельства, в связи с которым на основе правовой нормы возникают финансовые правоотношения (н: обязанность налогоплательщика возникает тогда, когда у него появляется объект налогообложения).
Классификация финансовых правоотношений:
1. По функциям права:
1 Регулятивные
2 Охранительные
2. По содержанию финансово – правовых норм:
1 Материальные
|
|
2 Процессуальные
3. По материальному содержанию:
1 Бюджетные (формирование, использование государственных и муниципальных бюджетов)
2 Налоговые и неналоговые
3 По государственному долгу
4 По бюджетным кредитам
5 По денежному образованию и валютному регулированию
4. По особенностям объекта:
1 Имущественные – объект – непосредственно деньги
2 Неимущественные – объект – иные явления, которые непосредственно связанные с деньгами (принятие бюджета)
5. Особенности индивидуализации субъектов:
1 Относительные, в которых управомоченному лицу противостоит определенные субъекты, этот субъект должен совершать или не совершать определенные действия (н: налоговый орган и налогоплательщик, который обязан предоставить в установленное время предоставить налоговую декларацию)
2 Абсолютные правоотношения – предусматривают, когда управомоченному лицу противостоит всякий и каждый
Тема №5: Субъекты финансовых правоотношений. Понятие и классификация.
Субъектами ФП явл-ся лица, обладающие финансовой правосубъектностью, т.е. наделенные юридическими правами и обязанностями, обеспечивающие планомерное образование, распределение и использование гос-ных и муниципальных денежных фондов. В ФП разделяют субъекта ФП и участника финансовых правоотношений.
Субъект ФП – это лицо, наделенное правосубъектностью или обладающий способностью быть участником финансовых правоотношений. Финансовая правосубъектность выступает своеобразным средством включения субъектов в сферу конкретного правоотношения.
Субъектом финансового правоотношения явл-ся индивидуально – определенный реальный участник конкретного правоотношения, вступая в конкретные правоотношения субъект ФП приобретает новые свойства и становится участником конкретного финансового правоотношения, но при этом такое лицо наделяется качеством (признаками) субъекта ФП.
Особенности предмета ФП обуславливает классификацию субъектов на три группы:
1. Общественно – территориальные образования.
В эту группу включаются РФ, SРФ, МО и административно – территориальные образования, которые входят в состав МО, административно – территориальные образования особого режима (ЗАТО). Эти субъекты обладают правами и обязанностями:
a. Материальные и процессуальные бюджетные права
b. Право устанавливать налоги и сборы в пределах своей компетенции
c. Право на взыскания налогов и сборов в пределах своей компетенции
d. Права в области гос-ного кредита, выкупа долговых обязательств, муниципальных займов и права на получение финансовой помощи.
2. Коллективные субъекты
Отношения организованные, обособленные, самоуправляющиеся группы лиц, наделенные правом выступать в отношениях с другими субъектами как единое целое. К таким субъектам относятся:
a. Представительные и исполнительные органы государственной власти (РФ, SРФ и МО)
a) субъекты общей компетенции (Правительство РФ, исполнительные органы SРФ)
b) субъекты специальной компетенции (Министерство финансов РФ, Федеральная служба по налогам и сборам)
b. К особым коллективным субъектам относятся кредитные организации (кассовая дисциплина)
c. Бюджетные организации, регистрирующие органы
3. Индивидуальные субъекты:
a. ФЛ: граждане РФ, иностранные граждане, апатриды
b. ИП и приравненные к ним лица (т.е. заместитель ИП, частная охрана, частные детективы, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без государственной регистрации)
c. Нотариусы, частнопрактикующие, адвокаты и иные лица, занимающиеся частной практикой
d. Иные субъекты (н: должностные лица, которые уполномочены совершать определенные действия в сфере ФП), (н: начальник налоговой инспекции, которые вправе выполните решение о проведении налоговой проверки; налоговый инспектор, который уполномочен осуществлять выездные налоговые проверки).
|
|