Тема: Финансовая система

В основе построения бюджетной системы лежит совокупность определенных принципов. Главной целью этих принципов явл-ся отражение федеративного устройство государства в сочетании с самостоятельностью местных органов самоуправления. Принципами БС называю основные начала образования и функционирование БС и взаимодействие между бюджетами разных уровней:

1. Принцип единства – предусматривает общие единые основы построения бюджетной системы. Основой этого принципа явл-ся конституционные принципы территории РФ и единства экономического пространства РФ. Местные бюджеты основаны на взаимодействии всех звеньев БС. Принцип единства означает единство бюджетного законодательства, единство принципов организации и функционирования бюджетной системы, единство бюджетной классификации всех уровней бюджета, единство санкций за нарушение бюджетного законодательства, установленного единого порядка исполнения расходных обязательств, порядок формирования доходов и осуществление расходов бюджетов всех уровней. Единый порядок единого бухгалтерского отчета и учетности.

2. В дополнение принципа единства бюджетное законодательство включает принцип самостоятельности бюджета. Этот принцип основывается на конституционном принципе равенства субъектов РФ и принципе самостоятельности и отделении гос власти от МО. Принцип единства означает право ОГВ и ОМСУ устанавливает в соответствии с законодательством о налогах и сборах налоги и сборы, подлежащих уплате в соответствующие бюджеты. Необязательным элементом явл-ся налоговые льготы. Принцип означает:

a. Право ОГВ субъектов РФ и ОМСУ самостоятельно определять каким образом использовать бюджетные средства, за исключением субсидий и трансфертов, которые уплачиваются вышестоящим бюджетом, которые обусловлены расходными обязательствами.

b. Право и одновременно обязанность ОГВ и ОМСУ самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств.

c. Право и обязанность ОГВ и ОМСУ самостоятельно осуществлять бюджетный процесс в отношении собственного бюджета.

d. Принцип самостоятельности запрещает установление расходных обязательств подлежащих установлению за счет средств др. бюджетов или за счет средств двух или более бюджетов, консолидированных бюджетов или без определения бюджетов, за счет средств которого должны исполняться расходные обязательства.

e. Принцип самостоятельности запрещает введение в действие в течении финансового года решений или изменение зак-ва о налогах и сборах, которые приводят к увеличению расходов или к снижению расходов без внесение изменений в Закон «О бюджете», который предусматривает компенсацию увеличения расходов или компенсацию уменьшения доходов.

f. Принципом самостоятельности запрещается изъятие в течении финансового года дополнительных доходов или экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджета. (уз. Профицит)

Соотношение принципа единства и принципа самостоятельности (самостоятельно)

1. Принцип разграничения доходов и расходов между бюджетами различных уровней.

2. Закрепляется в соответствующем законодательстве доходов и источники финансирования бюджетной системы

3. Определение полномочий ОГВ и ОМСУ о формировании доходов, о формировании источников финансирования бюджета, исполнение расходных обязательств публичных образований

4. Принцип полноты отражения доходов и расходов и источников финансирования дефицитов бюджета – означает обязательное отражение бюджетах в полном объеме все доходов и расходов бюджетов, доходов и расходов бюджетов государственных внебюджетных фондов и иных обязательных поступлений, установленных налоговым и бюджетным законодательством. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе, т.е. за счет иных источников финансироваться не может.

5. Принцип равенства – означает наделение бюджетными полномочиями ОГВ и ОМСУ установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов, определения объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с принципом единства и требованиями, установленными бюджетным законодательством.

6. Принцип сбалансированности бюджета – при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджета полномочными органами должны следить за минимизацией размеров дефицита бюджета, объем расходов, предусмотренных бюджетов должны соответствовать объему доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета. Это количественный принцип, когда обе части бюджета должны соответствовать друг другу.

7. Принцип общего совокупного покрытия расходов. В отличии от принципа сбалансированности качественный и запрещает целевое расходование средств, которое выражается в привязке отдельных видов доходов к отдельным видам расходов. Этот принцип предусматривает запрет на привязку определенных доходов и источников финансирования дефицитов бюджета с расходами бюджета, а исключением тех случаев, которые прямо установлены законом:

a. Субвенции и субсидии

b. Средства целевых иностранных кредитов

c. Средства добровольных взносов, пожертвований

d. Средства самообложения граждан

e. Расходные бюджеты, которые осуществляются в соответствии с м/н договорами

f. Расходы бюджетов, которые производятся за пределами РФ

g. Отдельные неналоговые доходы

8. Принцип результативности и эффективности расходования бюджетных средств – означает необходимость достижения результатов с использованием наименьшего объема средств, либо достижение наилучшего результата с использованием средств, определенных в бюджете.

9. Принцип открытости (гласности) – предусматривает обязательное опубликование в СМИ утвержденных бюджетов и отчетов исполнения бюджетов, предоставление информации о ходе исполнения бюджета и иных сведений, также предусматривает открытость проектов бюджетов.

10. Принцип адресности и целевого характера использования целевого бюджета – бюджетные средства выделяются конкретным получателям на конкретные определенные цели и любые действия, которые приводят к нарушению адресности или направление средств, на цели не предусмотренные бюджетов явл-ся основанием бюджетной ответственности.

11. Принцип подведомственности расходов бюджета (принцип подчиненности) – главные распорядители или распорядители бюджетных средств распределяют эти средства только тем получателям, которые находятся в подчинении соответствующего главного распорядителя или распорядителя. Главному распорядителю или распорядителю запрещается распределять бюджетные средств получателям, которые не включены в перечень им подведомственных, а в свою очередь получатели бюджетных средств м/б включены в перечень подведомственных только одному главному распорядителю или распорядителю. Подведомственность получателя возникает на основании закона, НПА Президента, Правительства, высшего органа гос. власти субъекта или местной власти, т.о. подведомственность получателя может создаваться в силу создания организации.

12. Принцип единства кассы – означает зачисление всех бюджетных средств и осуществление всех выплат из бюджета с единого счета бюджета. Если выплаты производятся за пределами РФ зачисление происходит по операциям, которые предусмотрены валютным законодательством.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: