Что мы теряем! Какие возможности понимания мы упускаем из-за того, что в какой-то решающий момент, при всех наших знаниях, нам не достает простой добродетели: полного человеческого присутствия.
К.Ясперс
Карл Рэнсом Роджерс (1902-1987) - приверженец феноменологической теории личности, один из основоположников современного гуманистического направления в психологии, психологическом консультировании и психотерапии, родился в чикагском предместье, в благополучной, традиционно протестантской американской семье, четвертым из шести детей. Его ранняя юность прошла в сельской местности, куда переехала семья, когда мальчику было 12 лет, и с той поры все летние каникулы он проводил на ферме, работая там, по его собственным воспоминаниям, до изнеможения, однако именно там он получил незабываемый опыт ответственности, независимости и умения полагаться на собственные силы. Кроме того, обнаружилась его любовь к природе, сельскому хозяйству и умение наблюдать, внимательно и «по-исследовательски» относиться к растениям и животным, наблюдать за их развитием и взращиванием, что, на наш взгляд, немало способствовало впоследствии формированию его взгляда на человеческую природу. Сначала он намеревался заняться сельским хозяйством, для чего поступил в Висконсинский университет, затем его планы изменились, и он стал готовить себя к пасторской деятельности. Однако в 1922 г. произошло знаменательное событие, в корне изменившее его жизнь, не только заставившее отказаться от миссии протестантского священника, но и значительно либерализовавшее его мировосприятие. В составе Всемирной студенческой христианской федерации он оказался в Пекине, а затем в течение 6 месяцев путешествовал по странам Востока, изучая религиозные течения, весьма отличные от религиозных и культурных догм и традиций, привитых ему в родительском доме. Дальнейшее его образование включало теологическую семинарию, Учительский колледж Колумбийского университета, где он в 1928 г. получил степень магистра психологии, а в 1931 - доктора клинической психологии.
К.Роджерс начал научную карьеру и практику с работы в Отделении исследования детей Общества по предотвращению жестокого отношения к детям в Рочестере, Нью-Йорк, где в течение 10 лет занимался делинквентными и неблагополучными детьми, опубликовал вызвавшую научный резонанс работу «Клиническое лечение проблемного ребенка», после чего ему была предложена должность профессора на кафедре клинической психологии Университета штата Огайо. Издание им в 1942 г. книги «Консультирование и психотерапия» явилось началом широкого признания его новаторских идей, а после выхода в 1951 г. труда «Центрированная на клиенте психотерапия: ее современная практика, значение и теория» он окончательно встал в ряды пионеров нарождающегося направления в клинической психологии. В последующие годы был написан ряд трудов, значительно расширивших сферу применения разработанного им метода, изменившего в сторону гуманизации и ориентации на творческие возможности и эмоциональную вовлеченность человека практику образования, воспитания, межличностных отношений и урегулирования межэтнических конфликтов: «Психотерапия и изменение личности» - совместно с Р. Даймондом (1954); «Становление человека» (1961), «Свобода учиться: чем может стать образование» (1969), «Карл Роджерс о группах встреч» (1970), «Партнерство: брак и его альтернативы» (1972), «Способ бытия» (1980) и др.
К.Роджерс был удостоен множества наград и престижных постов: первым получил награду Американской психологической ассоциации за выдающийся вклад в науку в 1956 и 1972 гг., занимал пост президента Национального исследовательского совета Американской психиатрической ассоциации и Американской психиатрической академии; принимал активное участие в создании Эса-ленского центра изучения и развития человеческих возможностей в Калифорнии. К.Роджерс приложил немало усилий к распространению созданных им теории и практики по всему миру, искренне веря, что добрая воля и способность изменять самого себя помогут изменить к лучшему этот мир. Он проводил практические семинары и тренинги, в частности, в таких «неспокойных» точках земного шара, как Северная Ирландия, Южная Америка, Восточная Европа. В 1986 г. вместе со своими сподвижниками Рут Сэнфорд и Майклом Мерфи К.Роджерс провел несколько практических семинаров в России, и, как оказалось, для многих отечественных психологов эта «встреча» стала решающей в выборе профессиональной ориентации и, без сомнения, была истинно экзистенциональным событием для каждого из участников (см. интервью М. Котэ с непосредственными участниками тех памятных событий). По мнению видных ученых и общественных деятелей никто со времен З.Фрейда не имел большего влияния на практику консультирования и терапии, чем Роджерс. Его идеи стали неотъемлемой частью современного психотерапевтического мировоззрения, независимо от его «школьных рамок»: идет ли речь об исцеляющей роли психотерапевтических отношений, или о роли эмпатии в понимании бессознательных процессов переноса-контрпереноса. Важно также отметить, что наряду с А.Маслоу и Ф.Перлсом К.Роджерс стоял у истоков теории и практики «личностного роста», в основе которых лежит убежденность в силе человеческого Я, целебности творческого подхода к собственной жизни, неустанного развития личного и профессионального самосознания и компетентного общения; возможности повышения эффективности любого обучения через глубокий личный опыт «вживания» в сам процесс. Эти принципы особенно важно учитывать при подготовке будущих профессиональных психотерапевтов и консультантов.
Карл Роджерс обладал удивительным и редким даром оставлять «незримый прочный след в чужой душе на много лет». Как Альберт Швейцер или мать Тереза, Роджерс являл собой пример самоотверженного служения идеалам человечности и добра, и в памяти людей ушедшего XX века он, безусловно, останется ярким примером воплощения в жизни бескорыстной любви к людям.