Проректор по образовательной политике
____________В.Я. Шевченко
«___»______________2011 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Общая психология»
для студентов всех форм обучения
направления подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям)
профиля подготовки «Декоративно-прикладное искусство и дизайн»
профилизации «Арт-дизайн»;
«Дизайн интерьера»;
«Дизайн и компьютерная графика»;
«Дизайн имиджа и стиля»;
«Дизайн костюма»;
«Искусствоведение»
Екатеринбург
РГППУ
Рабочая программа дисциплины « Общая психология ». Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2011. 40 с.
Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы по направлению подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям).
Авторы: | Канд. пед. наук, доцент | М.М. Дудина |
Канд. психол. наук, доцент | Т.Б Сергеева. | |
Доцент | С.Л. Семенова | |
Рецензент: | Канд. психол. наук, доцент, доцент УрГПУ | А.А. Печеркина |
Одобрена на заседании кафедры теоретической и экспериментальной психологии. Протокол от 16 июня 2011 г. № 12.
|
|
Заведующая кафедрой теоретической и экспериментальной психологии | М.М Дудина. |
Рекомендована к печати методической комиссией Выберите название института РГППУ. Протокол от 22 июня 2011 г. №10.
Председатель методической комиссии ИПс | С.С. Котова | |
СОГЛАСОВАНО Зав. сектором инспектирования ИМО УМУ | С. В. Пеннер | |
И.о. директора ИПс | И.И. Хасанова |
© ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2011
© Дудина М.М., Сергеева Т.Б., Семенова С.Л., 2011 |
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Важной составляющей образования студентов профессионально-педагогических специальностей является психологическая подготовка. Она состоит из нескольких самостоятельных дисциплин, одной из которых является общая психология. Получение знаний в области психологических дисциплин позволит выпускнику осмысленно и квалифицированно осуществлять педагогическую деятельность.
Цель изучения данного курса – формирование у будущих педагогов профессионального обучения общей и психологической культуры, общих и профессиональных компетенций основывающихся на теоретических и практических психологических знаниях, способности решать профессионально-педагогические проблемы становления личности, общения и деятельности в учреждениях профессионального образования.
|
|
Задачи курса:
§ ознакомление с основными направлениями развития психологической и педагогической науки;
§ формирование системы психологических знаний о сущности и закономерностях развития личности;
§ освоение основных способов исследования индивидуальных особенностей человека;
§ формирование представлений об использовании и возможностях применения психологических результатов в практике современного образования;
§ формирование психологических основ культуры межличностных отношений и межгруппового взаимодействия;
§ приобретение опыта психологического анализа профессиональных и учебных ситуаций, организации профессионального общения и взаимодействия в системе образования, принятия индивидуальных и совместных решений, рефлексии и развития деятельности;
§ освоение основных приемов самопознания, саморазвития и саморегуляции;
§ приобретение опыта учета индивидуально-психологических и личностных особенностей людей, стилей их познавательной и профессиональной деятельности.
§ освоение общепсихологических понятий и представлений, необходимых для изучения конкретных дисциплин учебного плана.
Воспитательная цель курса:
§ изучение механизмов взаимодействия человека с другими людьми, обществом, природой;
§ воспитание будущих специалистов в духе уважения к другим людям, их достоинству;
§ формирование умений поведения в коллективе, осознанного отношения к его нормам, ценностям, оценкам;
§ формирование умений решать возможные конфликтные ситуации;
§ научить будущих специалистов решать проблемы развития самосознания и самовоспитания.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Данная учебная дисциплина входит в базовую часть «Гуманитарного, социального и экономического цикла».
Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:
2.1. Из курса «Возрастная физиология и психофизиология»:
Знания: основных физиологических понятий; вопросов общей и частной возрастной физиологии, нейрофизиологии и физиологии высшей нервной деятельности подростков; физиологические механизмы психических процессов и состояний;
Умения: самостоятельно работать с научной, научно-методической и справочной литературой; формулировать положения о возрастных особенностях протекания физиологических функций и психофизиологических процессов; использовать физиологические знания для рациональной организации учебно-воспитательного процесса;
Владения: методиками изучения функционального состояния организма; методиками оценки психофизиологических показателей человека
Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной:
· «Психология профессионального образования»;
· «Общая и профессиональная педагогика»;
· «Методика профессионального обучения»;
· «Педагогические технологии».
3. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате изучения дисциплины «Общая психология» студент должен приобрести следующие общекультурные и профессиональные компетенции, соотнесенные с общими целями ООП ВПО:
общекультурные компетенции:
· готов к самопознанию, самодеятельности, освоению культурного богатства как фактора гармонизации личностных и межличностных отношений (ОК-6);
· готов к самооценке, ценностному социокультурному самоопределению и саморазвитию (ОК-7);
· владеет системой психологических средств (методов, форм, техник, и технологий) организации коммуникативного взаимодействия, анализа и оценки психологического состояния другого человека или группы, позитивного воздействия на личность, прогнозирования ее реакции, управляет своим психологическим состоянием в условиях общения (ОК-11);
|
|
профессиональные компетенции:
· готов к осуществлению диагностики и прогнозирования развития личности рабочего (специалиста) (ПК-8).
По окончании изучения курса студент должен:
Знать:
· историю научной психологии, основные направления и научные школы зарубежной и отечественной психологии;
· психологические методы познания и самопознания, развития, коррекции и саморегуляции;
· психологические теории становления и развития личности;
· теорию деятельности, механизмы функционирования и развития личности в различных видах деятельности;
· особенности психических процессов, закономерности развития познавательной и эмоционально-волевой сферы личности;
· индивидуально-типологические особенности личности и способы их проявления в учебной и трудовой деятельностях;
· психологические теории общения, закономерности и механизмы успешного взаимодействия и общения;
· психологические особенности речи и способы их применения в образовательной деятельности;
· особенности групповой психологии, межличностных отношений и общения
Уметь:
· применять психологические методы и интерпретировать результаты в исследовательской деятельности;
· контролировать и интерпретировать собственное психическое состояние;
· определять основные детерминанты конкретных психологических явлений и процессов в учебно-воспитательном процессе;
· разбираться в мотивах поведения, потребностях и значении поступков других людей;
· учитывать в своей профессиональной деятельности социально-психологические особенности взаимодействия и общения внутри учебного коллектива и управлять динамикой групповых процессов;
· давать психологическую характеристику личности учащегося;
· регулировать поведение, эмоциональное состояние и процессы познания учащихся;
· использовать полученные знания в системе и выявлять психологические проблемы развития человека;
· выбирать целесообразные и психологически оправданные средства для решения практических задач;
|
|
· анализировать собственную деятельность, межличностные отношения в ученическом и педагогическом коллективах, личностные особенности с целью их совершенствования.
Владеть / быть в состоянии продемонстрировать:
· способностью к деловым коммуникациям в профессионально-педагогической деятельности;
· приемами самооценивания уровня развития своих профессиональных способностей;
· методиками саморегуляции протекания основных психологических функций в различных условиях деятельности;
· способами индивидуализации психологического воздействия на подростков с учетом их особенностей.
4. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Таблица 1
Объем учебной работы, перечень и сроки контрольных мероприятий | Форма обучения | |||
Очная | Заочная с полным сроком | Заочная с сокращенным сроком | ||
1. Виды и объем учебной работы, в часах | ||||
Общая трудоемкость дисциплины | ||||
Аудиторные занятия: | ||||
лекции практические занятия семинарские занятия лабораторные работы другие виды аудиторных занятий | ||||
Самостоятельная работа: | ||||
изучение теоретического курса | ||||
контрольная работа | ||||
курсовая работа | ||||
домашние задания | ||||
подготовка к экзамену | ||||
2. График изучения дисциплины | ||||
Курс | 1-й | 1-й | 1-й | |
Семестр | 2-й | 1-2-й | 1-2-й | |
Экзамен (семестр) | 2-й | 2-й | 2-й | |
Зачет (семестр) | - | |||
Контрольная работа (семестр) | 2-й | 2-й | ||
4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины
Таблица 2
№ п/п | Разделы учебной дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
Лекции | Практические занятия | СРС | Консультации | |||||
1. | Раздел 1. Введение в общую психологию | 1-4 | Еженед. | |||||
2. | 1.1. Психология как наука и как практическая деятельность | Еженед. | Входн. контроль – 1; |
Продолжение таблицы 2
№ п/п | Разделы учебной дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
3. | 1.2. Методы психологии | Еженед. | Отчет о практ. занятии – 2. | |||||
4. | 1.3. История развития психологических знаний | Еженед. | Текст сообщения, выс-тупление на семинаре – 3. | |||||
5. | 1.4. Развитие психики и происхождение сознания | Еженед. | Конспект первоис-точника, участие в практ.занятии – 4 | |||||
6. \ | Раздел 2. Основы общей психологии | 5-20 | Еженед. | |||||
7. | 2.1. Личность, ее структура и проявления | 5,6,7 | Еженед. | Реферат –5, участие в семинаре -6, отчеты о самообслед. на практ. занятии -5,7 | ||||
8. | 2.2. Направленность личности | 7,8 | Еженед. | отчет о самообслед. на практ. занятии -7,8; терминологический диктант 8, | ||||
9. | 2.3. Личность в системе межличностных отношений | 9,10,11 | Еженед. | Отчеты о самообслед. на практ. занятии -9,10,11; решение психологических задач -10 | ||||
10. | 2.4. Общепсихологическая характеристика деятельности | Еженед. | тестовый контроль -11 | |||||
11. | 2.5. Общение и речевая деятельность | 12,13 | Еженед. | Интерпретация фото и видеоматериалов -12, отчет о практ. занятии -12, | ||||
12. | 2.6. Познавательная сфера личности | 13,14, | Еженед. | Отчеты о практ. заня-тии -13,14, электронная презентация -15 | ||||
13. | 2.7. Эмоционально-волевая сфера | 16,17, | Еженед. | Анализ ситуаций -16, отчеты о самообслед. на практ. занятии – 16,17, рубежный тест -18 |
Окончание таблицы 2
№ п/п | Разделы учебной дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||||||
14. | 2.8.Индивидуально-психологические особенности: темперамент, характер, способности | 19,20 | Еженед. | разбор ситуаций из психолого-педагогической практики – 19, отчеты о практ. занятии -19,20 | ||||||||
15. | Работа с конспектом | |||||||||||
16. | Подготовка к экзамену | |||||||||||
Итого за 2 семестр | Экзамен | |||||||||||
Всего за курс | ||||||||||||
4.3. Содержание дисциплины