Утверждаю

Проректор по образовательной политике

____________В.Я. Шевченко

«___»______________2011 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Общая психология»

для студентов всех форм обучения

направления подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям)

профиля подготовки «Декоративно-прикладное искусство и дизайн»

профилизации «Арт-дизайн»;

«Дизайн интерьера»;

«Дизайн и компьютерная графика»;

«Дизайн имиджа и стиля»;

«Дизайн костюма»;

«Искусствоведение»

Екатеринбург

РГППУ


Рабочая программа дисциплины « Общая психология ». Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2011. 40 с.

Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы по направлению подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям).

Авторы: Канд. пед. наук, доцент М.М. Дудина
  Канд. психол. наук, доцент Т.Б Сергеева.
  Доцент С.Л. Семенова
     
     
     
Рецензент: Канд. психол. наук, доцент, доцент УрГПУ А.А. Печеркина

Одобрена на заседании кафедры теоретической и экспериментальной психологии. Протокол от 16 июня 2011 г. № 12.

Заведующая кафедрой теоретической и экспериментальной психологии   М.М Дудина.

Рекомендована к печати методической комиссией Выберите название института РГППУ. Протокол от 22 июня 2011 г. №10.

Председатель методической комиссии ИПс   С.С. Котова
     
СОГЛАСОВАНО Зав. сектором инспектирования ИМО УМУ   С. В. Пеннер
     
И.о. директора ИПс   И.И. Хасанова

© ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2011

© Дудина М.М., Сергеева Т.Б., Семенова С.Л., 2011

1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Важной составляющей образования студентов профессионально-педагогических специальностей является психологическая подготовка. Она состоит из нескольких самостоятельных дисциплин, одной из которых является общая психология. Получение знаний в области психологических дисциплин позволит выпускнику осмысленно и квалифицированно осуществлять педагогическую деятельность.

Цель изучения данного курса – формирование у будущих педагогов профессионального обучения общей и психологической культуры, общих и профессиональных компетенций основывающихся на теоретических и практических психологических знаниях, способности решать профессионально-педагогические проблемы становления личности, общения и деятельности в учреждениях профессионального образования.

Задачи курса:

§ ознакомление с основными направлениями развития психологической и педагогической науки;

§ формирование системы психологических знаний о сущности и закономерностях развития личности;

§ освоение основных способов исследования индивидуальных особенностей человека;

§ формирование представлений об использовании и возможностях применения психологических результатов в практике современного образования;

§ формирование психологических основ культуры межличностных отношений и межгруппового взаимодействия;

§ приобретение опыта психологического анализа профессиональных и учебных ситуаций, организации профессионального общения и взаимодействия в системе образования, принятия индивидуальных и совместных решений, рефлексии и развития деятельности;

§ освоение основных приемов самопознания, саморазвития и саморегуляции;

§ приобретение опыта учета индивидуально-психологических и личностных особенностей людей, стилей их познавательной и профессиональной деятельности.

§ освоение общепсихологических понятий и представлений, необходимых для изучения конкретных дисциплин учебного плана.

Воспитательная цель курса:

§ изучение механизмов взаимодействия человека с другими людьми, обществом, природой;

§ воспитание будущих специалистов в духе уважения к другим людям, их достоинству;

§ формирование умений поведения в коллективе, осознанного отношения к его нормам, ценностям, оценкам;

§ формирование умений решать возможные конфликтные ситуации;

§ научить будущих специалистов решать проблемы развития самосознания и самовоспитания.

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Данная учебная дисциплина входит в базовую часть «Гуманитарного, социального и экономического цикла».

Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

2.1. Из курса «Возрастная физиология и психофизиология»:

Знания: основных физиологических понятий; вопросов общей и частной возрастной физиологии, нейрофизиологии и физиологии высшей нервной деятельности подростков; физиологические механизмы психических процессов и состояний;

Умения: самостоятельно работать с научной, научно-методической и справочной литературой; формулировать положения о возрастных особенностях протекания физиологических функций и психофизиологических процессов; использовать физиологические знания для рациональной организации учебно-воспитательного процесса;

Владения: методиками изучения функционального состояния организма; методиками оценки психофизиологических показателей человека

Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной:

· «Психология профессионального образования»;

· «Общая и профессиональная педагогика»;

· «Методика профессионального обучения»;

· «Педагогические технологии».

3. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате изучения дисциплины «Общая психология» студент должен приобрести следующие общекультурные и профессиональные компетенции, соотнесенные с общими целями ООП ВПО:

общекультурные компетенции:

· готов к самопознанию, самодеятельности, освоению культурного богатства как фактора гармонизации личностных и межличностных отношений (ОК-6);

· готов к самооценке, ценностному социокультурному самоопределению и саморазвитию (ОК-7);

· владеет системой психологических средств (методов, форм, техник, и технологий) организации коммуникативного взаимодействия, анализа и оценки психологического состояния другого человека или группы, позитивного воздействия на личность, прогнозирования ее реакции, управляет своим психологическим состоянием в условиях общения (ОК-11);

профессиональные компетенции:

· готов к осуществлению диагностики и прогнозирования развития личности рабочего (специалиста) (ПК-8).

По окончании изучения курса студент должен:

Знать:

· историю научной психологии, основные направления и научные школы зарубежной и отечественной психологии;

· психологические методы познания и самопознания, развития, коррекции и саморегуляции;

· психологические теории становления и развития личности;

· теорию деятельности, механизмы функционирования и развития личности в различных видах деятельности;

· особенности психических процессов, закономерности развития познавательной и эмоционально-волевой сферы личности;

· индивидуально-типологические особенности личности и способы их проявления в учебной и трудовой деятельностях;

· психологические теории общения, закономерности и механизмы успешного взаимодействия и общения;

· психологические особенности речи и способы их применения в образовательной деятельности;

· особенности групповой психологии, межличностных отношений и общения

Уметь:

· применять психологические методы и интерпретировать результаты в исследовательской деятельности;

· контролировать и интерпретировать собственное психическое состояние;

· определять основные детерминанты конкретных психологических явлений и процессов в учебно-воспитательном процессе;

· разбираться в мотивах поведения, потребностях и значении поступков других людей;

· учитывать в своей профессиональной деятельности социально-психологические особенности взаимодействия и общения внутри учебного коллектива и управлять динамикой групповых процессов;

· давать психологическую характеристику личности учащегося;

· регулировать поведение, эмоциональное состояние и процессы познания учащихся;

· использовать полученные знания в системе и выявлять психологические проблемы развития человека;

· выбирать целесообразные и психологически оправданные средства для решения практических задач;

· анализировать собственную деятельность, межличностные отношения в ученическом и педагогическом коллективах, личностные особенности с целью их совершенствования.

Владеть / быть в состоянии продемонстрировать:

· способностью к деловым коммуникациям в профессионально-педагогической деятельности;

· приемами самооценивания уровня развития своих профессиональных способностей;

· методиками саморегуляции протекания основных психологических функций в различных условиях деятельности;

· способами индивидуализации психологического воздействия на подростков с учетом их особенностей.

4. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Таблица 1

  Объем учебной работы, перечень и сроки контрольных мероприятий Форма обучения
Очная Заочная с полным сроком Заочная с сокращенным сроком
1. Виды и объем учебной работы, в часах
Общая трудоемкость дисциплины      
Аудиторные занятия:      
лекции практические занятия семинарские занятия лабораторные работы другие виды аудиторных занятий      
     
     
     
     
Самостоятельная работа:      
изучение теоретического курса      
контрольная работа      
курсовая работа      
домашние задания      
подготовка к экзамену      
2. График изучения дисциплины
Курс 1-й 1-й 1-й
Семестр 2-й 1-2-й 1-2-й
Экзамен (семестр) 2-й 2-й 2-й
Зачет (семестр) -    
Контрольная работа (семестр)   2-й 2-й
         

4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины

Таблица 2

№ п/п Разделы учебной дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции Практические занятия СРС Консультации
1. Раздел 1. Введение в общую психологию   1-4       Еженед.  
2. 1.1. Психология как наука и как практическая деятельность           Еженед. Входн. контроль – 1;

Продолжение таблицы 2

№ п/п Разделы учебной дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
3. 1.2. Методы психологии           Еженед. Отчет о практ. занятии – 2.
4. 1.3. История развития психологических знаний           Еженед. Текст сообщения, выс-тупление на семинаре – 3.
5. 1.4. Развитие психики и происхождение сознания           Еженед. Конспект первоис-точника, участие в практ.занятии – 4
6. \ Раздел 2. Основы общей психологии   5-20       Еженед.  
7. 2.1. Личность, ее структура и проявления   5,6,7       Еженед. Реферат –5, участие в семинаре -6, отчеты о самообслед. на практ. занятии -5,7
8. 2.2. Направленность личности   7,8       Еженед. отчет о самообслед. на практ. занятии -7,8; терминологический диктант 8,
9. 2.3. Личность в системе межличностных отношений   9,10,11       Еженед. Отчеты о самообслед. на практ. занятии -9,10,11; решение психологических задач -10
10. 2.4. Общепсихологическая характеристика деятельности           Еженед. тестовый контроль -11
11. 2.5. Общение и речевая деятельность   12,13       Еженед. Интерпретация фото и видеоматериалов -12, отчет о практ. занятии -12,
12. 2.6. Познавательная сфера личности   13,14,       Еженед. Отчеты о практ. заня-тии -13,14, электронная презентация -15
13. 2.7. Эмоционально-волевая сфера   16,17,       Еженед. Анализ ситуаций -16, отчеты о самообслед. на практ. занятии – 16,17, рубежный тест -18

Окончание таблицы 2

№ п/п Разделы учебной дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
14. 2.8.Индивидуально-психологические особенности: темперамент, характер, способности   19,20       Еженед. разбор ситуаций из психолого-педагогической практики – 19, отчеты о практ. занятии -19,20
15. Работа с конспектом              
16. Подготовка к экзамену              
Итого за 2 семестр         Экзамен
 
Всего за курс          
   
                         

4.3. Содержание дисциплины


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: