Зарождение психологии как науки. Основные этапы развития представлений о предмете психологии. История научной психологии. Развитие психологии в рамках философии. Концепция души в античной культуре. Представления о душе в эпоху Средневековья. Естественнонаучные идеи о психическом в XVII веке. Сознание как предмет психологии. Развитие эмпирического направления в психологии. Естественнонаучные и философские предпосылки возникновения научной психологии. Становление психологии как самостоятельной отрасли знания.
Основные направления и научные школы зарубежной психологии. Психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихология, гуманистическая, когнитивная и трансперсональная психология.
Основные направления и научные школы отечественной психологии. Становление отечественной психологии. Школы Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна. Деятельностный подход А.Н. Леонтьева. Проблема человекознания в работах Б.Г. Ананьева. Теория отношений В.Н. Мясищева. Проблемы индивидуальных различий в работах Б.М. Теплова, В.Н. Небылицина. Теория установки Д.Н. Узнадзе. Современное состояние и проблемы развития психологии в России.
|
|
Развитие психики и происхождение сознания
Психика как свойство высокоорганизованной живой материи. Развитие мозга как органа психического отражения действительности. Психика как продукт и фактор эволюционного процесса. Общее понятие о филогенетическом и онтогенетическом развитии. Развитие психики в филогенезе. Раздражимость. Чувствительность. Концепция Леонтьева – Фабри. Стадии развития психики. Элементарная сенсорная психика, ее особенности. Инстинкты и инстинктивное поведение. Врожденные и приобретенные формы поведения. Характеристика перцептивной психики. Интеллектуальное поведение и его виды.
Антропогенез. Качественные преобразования психической деятельности в антропогенезе. Условия перехода к высшей форме отражения – сознанию. Условия возникновения сознания: коллективная трудовая деятельность и язык. Развитие сознания и личности человека.
Понятие о сознании. Сознание как высший уровень психического отражения и высший уровень саморегуляции. Рефлексия и мотивационно-ценностный характер сознания. «Я-концепция». Сознание и самосознание.
Сознание и неосознаваемые психические процессы. Соотношение сознательных и бессознательных психических процессов в регуляции деятельности. Измененные состояния сознания.
Раздел 2. Основы общей психологии