Стадии развития

Мускулатура человека развивается буквально посредством контакта с миром. В начале внутриутробная окружающая среда предлагает ребенку сопротивляться его собственному движению, так же как и переживанию движений матери. Этот период заканчивается рождением, которое требует мощного физического усилия и огромного акта желания со стороны новорожденного. «По мере того, как голова младенца проходит по родовому каналу, окончание спинного хребта и ноги способствуют этому, упираясь в стенки матки и выталкивая тело вперёд, и каждое движение головы становится достижением нового мира снаружи». (Хартли, 53)

Развитие произвольной — в противоположность рефлексивной — мышечной деятельности происходит в точно определённой последовательности. Самое интенсивное обучение и совершенствование моторного контроля происходит в первые семь лет — сосание, управление объектами, вращение, ползание, ходьба, разговор, письмо — но продолжает совершенствоваться в течение латентного периода, генитального периода и последующей взрослой жизни.

Когда ребёнок босыми ногами топчет траву
Перебирая крохотными белыми ступнями — как белые цветы на ветру
Они замирают, чтоб не упасть и бегут — как рябь по воде
Лоур, 38

Мышцы, мозг и развитие эго неразделимы, и зависят от обратной связи, включающей в себя сенсорное реагирование и человеческие взаимоотношения: «самая значительное сенсорно-моторное структурирование происходит как результат адаптивной реакции…, каждая адаптивная реакция ведет к дальнейшей интеграции ощущений … [и] приводит мозг в более организованное состояние». (Марч, 54). Приобретение новых навыков ведет к ощущению мастерства, и росту умения тестирования действительности, что усиливает эго. Общие фразы о способности «обращаться» с жизнью, или «приобретении хватки», или «занятии правильной позиции» или «предприятии шагов в правильном направлении», подводят итог нашему интуитивному пониманию этой связи.

«Знание — это только слух, пока оно не вошло в мышцы» — пословица народа Новой Гвинеи.

Для дальнейшего развития жизненно необходимы как наличие вызова, так и новые навыки. Однако травмы и высокий уровень стресса уменьшают сенсорную область, которая принципиально важна для интеграции всей системы. Дефицитарность и травмирующие взаимодействия проявляются в виде тревожности или нестабильности состояния определенных групп мышц, работа которых касается окончательной формы и стиля движений взрослого тела.

Тонус

Тонус означает степень напряжённости и характеризует мускул в расслабленном состоянии; этот термин выражает готовность мускула действовать, отвечать, иметь отношение. Гипертонусом считается состояние высоконапряжённого (ригидного) мускула; гипотонусом — состояние чрезмерной расслабленности или застоя. Тонус — результат взаимодействия: здоровья и зрелости органов; качества и количества динамической нагрузки; степени подвижности ребенка; непрерывности или же прерывистости значащего эмоционального контакта. Способность находиться в тонусе развивается в результате использования мускулов и для этого, младенцу нужны мотивация, желание, и внимание. Динамика встреч, преодолений, учёта силы тяжести и поддержания равновесия — приобретённая в виде игры с другими и исследования разнообразной и структурированной окружающей среды — это жизненно важная пища для развивающихся мускулов. Вес тела, перемещаемого через пространство, становится величиной сопротивления, которая способствует росту силы и укреплению мускулов.

«Мышцы плода приобретают определённый настрой ещё в утробе матери …. и после рождения тонус продолжает быть реакцией на силу тяжести, и в дальнейшем изменяется в соответствии с тем, что мы встречаем на физическом, перцептуальном и эмоциональном уровне. Тонус относителен и отражает взаимодействие между внутренней и внешней окружающей средой». (ВВС, 125)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: