Память - это совокупность процессов, обеспечивающих запоминание, сохранение, воспроизведение и (или) забывание информации, получаемой через сенсорные системы. Благодаря памяти человек может обучаться, приобретать свой индивидуальный жизненный опыт, знания. За организацию памяти отвечают различные структуры головного мозга. В первую очередь это кора больших полушарий (лобная и височная доли), таламус и другие анатомические образования. Емкость памяти человека составляет приблизительно 1013—1016 бит. При этом активно используется лишь 5 - 10 % ее объема. Наибольшего развития память достигает к 23 - 25-летнему возрасту. В пожилом возрасте способность к запоминанию и воспроизведению информации постепенно ухудшается. Классификация памяти довольно сложна и осуществляется по нескольким принципам.
1. По способу приобретения выделяют врожденную, приобретенную память и импринтинг. Врожденная память представляет собой, по сути дела, весь набор безусловных рефлексов, имеющихся у организма. Импринтинг занимает промежуточное положение между врожденной и приобретенной памятью. Эта специфическая форма обеспечивает запоминание и узнавание родителей. Импринтинг развивается в раннем детстве. Приобретенная память - информация, которую человек приобретает в течение своей жизни.
|
|
2. По модальности запоминаемой информации различают двигательную, эмоциональную, сенсорно-образную и символическую: словесную и логическую виды памяти. Двигательная память - это память на двигательные навыки, позу, положение тела. Она создает базу для автоматических действий: письма, игры на музыкальных инструментах, трудовых навыков и т.д. Эмоциональная память- способность к воспроизведению ранее испытанных эмоций при возникновении ситуаций, схожих с уже пережитыми. Этот вид памяти сохраняет пережитые человеком чувства. Сенсорно-образная память — память зрительная, слуховая, обонятельная и др. Она сохраняет ин формацию об образе: лицах людей, музыкальных мелодиях, запахах, художественных картинах и др. Символическая память подразделяется на словесную и логическую. Словесная обеспечивает запоминание и воспроизведение информации, передаваемой словами, например, при чтении, разговоре. Логическая (смысловая) память связана с запоминанием лишь смысла сообщений, без учета деталей, конкретной последовательности слов.
3. По наличию или отсутствию волевого компонента память может быть произвольной и непроизвольной. Произвольная память - запоминание информации, необходимой для человека. Она возникает при желании запомнить конкретную информацию и всегда сопровождается наличием цели запоминания. Произвольная память тесно связана с вниманием и волей. Необходима она для получения профессионального опыта, специальных знаний. Непроизвольная память не имеет цели, но благодаря ей формируется основная часть жизненного опыта человека.
|
|
4. По длительности хранения информации память бывает иконической (образной), кратковременной и долговременной (в том числе вечной). Иконическая память осуществляет мгновенное запечатление информации. Сохраняемый в ней образ максимально точен, но время его существования измеряется долями секунды (0,1 —0,5 с). За счет иконической памяти сохраняется, например, зрительный образ при моргании. Кратковременная память (в том числе и оперативная) обеспечивает возможность воспроизведения информации в течение короткого промежутка времени (от 20 с до нескольких минут). Ее объем, выраженный в буквах или словах, составляет в среднем 7±2 единиц. Оперативная память удерживает промежуточные результаты какой-либо деятельности. Долговременная память сохраняет информацию на часы, дни, недели, месяцы и годы. Для запечатления в ней информации, как правило, необходим произвольный характер запоминания, многократное повторение материала. Долгий след в памяти оставляют также события, имевшие яркий эмоциональный оттенок, большую значимость для человека. Различают следующие основные этапы запоминания какой-либо информации: ознакомление с информацией; повторение; запоминание; хранение; воспроизведение или забывание. Механизмы запоминания чрезвычайно сложны и до сих пор еще нет четкой единой теории, объясняющей данный процесс. Некоторые ученые утверждают, что в центральной нервной системе возникает многократно повторяющаяся циркуляция нервного импульса. Другие объясняют механизм запоминания синтезом специфических веществ (белки, РНК), химическими изменениями в нейронах. Та информация, которая не имеет значения для человека или не воспроизводится длительное время, забывается. Это предохраняет память от чрезмерного ее переполнения несущественной информацией. Утрата памяти на события в определенный промежуток времени называется амнезией, которая может развиваться при черепно-мозговых травмах, различных заболеваниях головного мозга.