Актуальность темы (мотивация)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ставропольский государственный медицинский университет

Министерства здравоохранения Российской Федерации

Кафедра детских инфекционных болезней

«УТВЕРЖДАЮ»

Заведующая кафедрой

д.м.н., проф. М.В. Голубева

________________________

«28» августа 2013 г.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

для преподавателей

по проведению практического занятия

по учебной дисциплине «Детские инфекционные болезни»

на 6 курсе по специальности 060103 – Педиатрия

Раздел №2 Инфекции преимущественно с капельным механизмом

Тема № 21 «Гемофильная инфекция.

Дифференциальная диагностика гнойных менингитов»

Обсуждена на заседании кафедры

«28» августа 2013 г.

Протокол № 1

Методическая разработка составлена

профессором, д.м.н. Голубевой М.В.

Ставрополь, 2013

Тема занятия: «Гемофильная инфекция. Дифференциальная диагностика гнойных менингитов»

2. Обучаемый контингент: студенты 6 курса педиатрического факультета

Актуальность темы (мотивация)

В последнее десятилетие в России отмечается рост числа заболеваний, вызванных гемофильной палочкой типа b (Нib), одним из тяжелых проявлений которых являются Нib-менингиты, отличающиеся частотой осложненного и затяжного течения, формированием органических симптомов поражения ЦНС. Причины нарастания заболеваемости не ясны. Возможно имеет место изменение антигенных свойств и патогенности возбудителя, способность Нib быстро приобретать устойчивость к антибиотикам. В тех странах, где проводится профилактика вакцинацией, заболеваемость снизилась в 10 раз. В России профилактика не проводится, поэтому сохраняется актуальность совершенствования диагностики и терапии.

Менингит – воспаление мозговых оболочек, преимущественно мягких. Возбудителями могут быть бактерии, грибки, простейшие, вирусы. Гнойные менингиты вызываются главным образом бактериями и грибками. Этиология гнойных менингитов различна в разных возрастных группах. У новорожденных преобладают кишечная палочка, стафилококк, стрептококк, сальмонелла, листерии. У старших – менингококк, гемофильная палочка, пневмококк, стафилококк. В последние годы чаще стала встречаться синегнойная инфекция.

Кроме деления по этиологическому принципу, существует клиническое деление гнойных менингитов на первичные и вторичные. Первичный менингит развивается у практически здорового ребенка. Развитию вторичного менингита предшествует наличие гнойного очага (пневмония, гайморит, фурункул, сепсис и др.). У детей до 1 года преобладают вторичные гнойные менингиты, причем до 2-х месяцев встречаются менингиты, в основном вызванные кишечной палочкой и стрептококком, от 2-х до 11 месяцев – пневмококком. Наиболее распространенной формой первичного гнойного менингита у детей, является менингококковый менингит, который составляет 60-70% всех случаев гнойных менингитов. Он чаще встречается в возрасте 1-4 лет.

Гнойные менингиты всегда протекают тяжело и при несвоевременной их диагностике наблюдаются частые летальные исходы и тяжелые последствия. Изучение этой темы необходимо для того, чтобы научить студентов раннему выявлению больных и принципам терапии.

4. Учебные и воспитательные цели:

4.1. Общая цель:

Уметь диагностировать различные клинические формы гемофильной инфекции у детей. Уметь дифференцировать гнойные менингиты различной этиологии. Знать лабораторную диагностику гнойных менингитов. Знать принципы комплексной терапии и профилактики (специфической и неспецифической).

4.2. Частные цели:

4.2.1. Студент должен знать:

  1. Определение гемофильной инфекции и место в структуре инфекционной заболеваемости.
  2. Этиологию и свойства возбудителя. Основные звенья патогенеза (поражаемые органы и системы, характер иммунного ответа)
  3. Эпидемиологию (источник, пути передачи, возрастная восприимчивость и заболеваемость)
  4. Классификацию клинических форм гемофильной инфекции
  5. Современные достижения в изучении проблемы гнойных менингитов.
  6. Этиологию гнойных менингитов в возрастном аспекте, эпидемиологию.
  7. Клиническую картину гемофильного менингита и особенности гнойных менингитов другой этиологией.
  8. Основы лабораторной диагностики, показания к люмбальной пункции.
  9. Дифференциальная диагностика гнойных менингитов.
  10. Принципы терапии гнойных менингитов.
  11. Профилактику гемофильной инфекции и др. гнойных менингитов, противоэпидемические мероприятия в очаге.

4.2.2 Студент должен уметь:

1. Соблюдать меры профилактики у постели больного, этику взаимоотношений с родителями и родственниками

2. Выявить жалобы, собрать и проанализировать анамнез (заболевания, жизни, эпидемиологический)

3. Осмотреть больного и выявить ведущие клинические синдромы (интоксикационный, менингеальный)

4. Проанализировать обнаруженные симптомы болезни, отразить их в истории болезни, обосновать предварительный диагноз

5. Назначить лабораторное обследование (общий анализ крови, исследование ликвора, бактериологическое, серологическое исследование) и проанализировать их результаты. По показаниям сделать спинно-мозговую пункцию и оценить результаты исследования жидкости.

6. Провести дифференциальный диагноз с гнойными менингитами другой этиологии.

7. Обосновать клинический диагноз с указанием этиологии, клинической формы, тяжести и течения заболевания

8. Назначить лечение в зависимости от этиологии, формы заболевания, сроков поступления, возраста и преморбидного фона

9. Заполнить экстренное извещение в СЭС

10. Оценить течение болезни, эффективность лечения, написать эпикриз (выписной, этапный), дать рекомендации по реабилитации.

5. Обладать набором компетенций:

По проведению ранней диагностики гемофильной инфекции, гнойных менингитов с учетом особенностей течения; осуществлению лечения, диспансеризации; по проведению неспецифической и специфической профилактики, организации противоэпидемических мероприятий.

6. Учебное время – 6 часов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: