Опрос (потребительская экспертиза)
Опросом называется процесс выявления мнений и определения действий опрашиваемых путем личного диалога с респондентом (вопрос - ответ). Респондент - опрашиваемое лицо.
В рамках схемы опроса существует пять объектов: интервьюер; респондент; вопрос; стимул; ответ.
Существуют различные виды опроса, которые применяются в зависимости от замысла и складывающихся условий:
- по кругу опрашиваемых: покупатели/потребители, предприниматели, специалисты, эксперты и др.;
- по количеству одновременно опрашиваемых: единичное и групповое интервью;
- по количеству вопросов/тем, включенных в опросный лист: одна или несколько (последний вариант носит название омнибус);
- по уровню стандартизации: свободная схема опроса или жестко структурированная, полностью стандартизованная;
- по частоте опроса: одноразовый или многоразовый опрос.
Формы опроса
Среди традиционных форм опроса выделяют:
- письменный;
- устный.
Письменный опрос
Сфера применения:
|
|
- для работы с удаленными респондентами;
- для задания сложных вопросов, требующих рациональных, логически выверенных ответов респондента;
- для опроса большого количества респондентов в ограниченном промежутке времени.
Достоинства:
- относительно небольшая себестоимость в расчете на одного респондента;
- возможность задания сложных вопросов, включающих в себя требование проведения расчетов респондентом для ответа на вопрос;
- при анонимных формах опроса более высокая вероятность получения ответа на неэтичные и малоэтичные вопросы;
- относительно высокая по отношению к интервьюеру скорость проведения опроса.
Недостатки:
- невозможно зафиксировать эмоциональные реакции респондента на вопрос;
- сниженная достоверность и высокий процент «бракуемых» опросных листов;
- невозможность прокомментировать и разъяснить сущность вопроса при непонимании его респондентом.