Милюгина Е. Г. Своеобразие романтического дуализма // Романтизм: грани и судьбы. Часть 1. Тверь: тверской государственный университет, 1998 (С. 24-31)

Одной из актуальных теоретических проблем современной науки о романтизме является методология романтического мышления. Среда важнейших ее вопросов (о достоинстве и статусе романтического мышления, его специфике в плане традиций и новаторства, соотношения философско-эстетического и художественного начал, диалектических и метафизических элементов и др.) перспективным представляется исследование проблемы романтического дуализма, его роли в формировании и развитии мышления романтиков. О принципиальной значимости его изучения свидетельствует тот факт, что в новейших теориях романтиковедения неизменно присутствуют указания на те или иные оппозиции и противопоставления.

Изучение романтического дуализма до сих пор осуществлялось в русле традиционного подхода к дуализму вообще как философскому учению, исходящему из признания равноправными, не сводимыми друг к другу начал - духа и материи. Попытки такой жесткой схематизации романтического мышления, противоречившей самой его природе, неизбежно приводили к терминологической неопределенности и разногласиям относительно генезиса и своеобразия романтического дуализма, сфер и временных рамок его функционирования, а также способов разрешения романтиками дуалистических конфронтации (см. об этом: 3,125-126). Недоразумения вызывала и кажущаяся хаотичность и нерегулярность использования романтиками бинарных оппозиций, в связи с чем мышление ранних романтиков оценивалось как детски-наивное и синкретически-целостное, а дуалистическое мировидение, характеризовавшееся как принципиально разорванное, приписывалось исключительно позднему романтизму. В результате романтический дуализм, как и сам романтизм по известному выражению П.А.Вяземского, представал тем же "домовым": его сущность постоянно ускользала от "пытавшихся наткнуть на него палец".

Пути выхода из "тупика" уже намечены современной наукой (психологией, литературоведением, культурологией) в ее стремлении преодолеть традиционную ограниченность толкования дуализма и уяснить его роль в качестве всеобщего "универсального средства познания мира", оперирующего системой бинарных оппозиций (4,38). Дуализм как универсальное средство познания основывается на двоичности восприятия мира, обусловленной физиологическими причинами (прежде всего функциональной асимметрией полушарий головного мозга -1), и поэтому обнаруживает себя практически на всех этапах развития человеческого мышления. Дуализм как способ художественного конструирования является отражением дуализма гносеологического и также проявляет себя на всех ступенях становления человеческой культуры. В разных художественных направлениях дуализм реализуется в различных системах бинарных оппозиций; однако в описании любой картины мира обнаруживаются и

универсальные оппозиции ("жизнь - смерть", "счастье - несчастье", "правый - левый", "хорошее - дурное", "близкое - далекое", "прошлое -будущее", "здесь - там"). Сам ритм развития человеческой культуры, выраженный в ее "маятниковых движениях1' (2,269), представляет собой реализацию дуалистического принципа, развернутого во времени (мифопоэтическая синкретическая архаика - языческая космоцентрическая античность - христианское геоцентрическое средневековье - антропоцентрический Ренессанс и т.д.), с явным усложнением культурно-исторического движения от элементарной бинарного противопоставления через цепочки оппозиций к системе их наложений и взаимодействий (Ренессанс - барокко - классицизм -романтизм - реализм - модернизм в их диалоге, противостоянии и наследовании идей).

В согласии с современным пониманием проблемы необходимо рассмотреть романтический дуализм в качестве не одной из возможных характеристик романтизма, но его генерального принципа, определяющего самые разные подробности философско-эстетического мышления и творческой практики романтиков, и уяснить особенности его функционирования в наиболее существенных сферах мышления романтиков - гносеологической, аксиологической и эстетически-творческой (5,79-80).

Романтический дуализм в гносеологическом аспекте представляет собой специфическое видение (отражение) объективной реальности, основанное на двоичности восприятия окружающего мира, что обусловлено противоречиво-целостным характером самой действительности и названными выше физиологическими причинами; он выступает в романтизме универсальным средством познания мира и человека.

Романтический дуализм как этическая и эстетически-ценностная категория связан с эстетико-психологическим понятием амбивалентности, обозначающим двойственность, бшюлярность чувств, одновременно испытываемых человеком к одному и тому же объекту, что является отражением структурной сложности и содержательного богатства как воспринимаемого объекта, так и воспринимающего субъекта.

Романтический дуализм как принцип творчества является выражением гносеологических и психолого-эстетических представлений романтиков и реализацией их в разного рода "двуплановых" и "даоемирных" художественных конструкциях. Chi связан с тем, что романтики для воспроизведения в художественном тексте целостного явления интуитивно и сознательно используют взаимоисключающие классы образов и понятий (в науке XX века этот методологический принцип назвав принципом дополнительности -4,234-237).

Проблема исследования дуализма как определительной черты романтизма, проявляющейся в разных сферах мышления романтиков на разных этапах его развития, требует систематизации дуалистических оппозиций. Классификация романтических бинарных оппозицийвключает следующие составляющие: дух - материя, сущность -явление, идеал - действительность, целое - часть, интуитивное -рациональное, движение - неподвижность, абсолютное относительное, вечное - временное, беспредельное - локализованное, мир возможностей - актуальный мир, истина - ложь, добро - зло, красота - безобразие, любовь - ненависть, альтруист - эгоцентрик, универсалист («артист») - индивидуалист, человек - общество (государство), личность - масса (толпа) и др. (3,127-131).

В данной классификации необходимо выделить универсальные бинарные оппозиции, являющиеся системообразующими для той или ивой области романтического мышления. "Стержневой" для гносеологической сферы мышления представляется оппозиция "мир -человек", для этически-ценностной - оппозиция "жизнь - смерть"; в художественной сфере они пересекаются, осложняясь оппозицией "индивидуальное - универсальное". Высшая значимость для романтиков тем "мир и человек", "жизнь и смерть" не вызывает сомнений. Романтизм, всегда устремленный к уяснению сущности взаимоотношений личности и универсума, постижению тайны бытия, отличает принципиальная коицептуалыюсть, философичность, глобальность обобщений, экзистенциальность проблематики. Оппозиция "жизнь - смерть" имеет в романтическом мышлении наряду с традиционным и особый, аксиологический и трансцендентальный смысл. Названные оппозиции становятся "пружиной" и "нервом" романтического искусства.

Выявив сущность и феноменологию романтического дуализма, а также сферы его функционирования, мы выходим на новый круг проблем, связанных с вопросом о ценностных приоритетах романтиков и характере взаимосвязей между полюсами выделенных дуалистических оппозиций. В романтическом мышлении взаимодействуют два антитетичных способа - категорическая поляризация противоположностей и их органическое соединение. Выделенные выше универсальные романтические оппозиции позволяют исследовать и проблему "синтеза антитез", ибо представляются "точкой" зарождения романтической диалектики, отражающей объективную диалектику мирового и человеческого бытия, жизни и смерти.

Дуалистическая оппозиция "мир (универсум) - человек" открывает специфику романтической философской и художественной гносеологии. Романтическая концепция универсума, вбирающая в себя систему взаимосвязанных антитез, обнаруживает диалектический характер. Это выражается в тенденции романтиков рассматривать мир в его пространственно-временной протяженности и телесно-душевно-духовном единстве. Континуальность мышления романтиков проявляется не только в утверждении неразрывной связи между "географическим" и "историческим" аспектами вселенского бытия, но и в их проницательных предположениях о возможности "свертывания" пространства и обратимости времени ("Белокурый Экберт" Л.Тнка, "Кавалер Глюк" Э.Т.АГофмана, "Инее де Лас Сьеррас" Ш.Нодье,

"Необойденный дом" и "Орлахская крестьянка" В.Ф.Одоевского). Идея внутренней ценностной дифференциации пространств и эпох приводит романтиков к мысли об их аксиологической иерархичности, что органично сочетается с убеждением в их равноправности, целесообразности и самостоятельной значимости ("Фантазии об искусстве" В.-Г.Вакенродера, "Себастиан Бах" В.Ф.Одоевского, "Скульптура, живопись и музыка" Д.Веневитинова, арабеска Н.В.Гоголя с таким же названием).

Диалектическими тенденциями пронизана и выстраиваемая романтиками дуалистическим путем концепция человека. Духовный мир личности видится им бесконечным в пространственном, временном и ценностном отношении. "Внутренняя вселенная" человека является для романтиков пространством синхронного развертывания антитетичных временных пластов - прошлого, настоящего и будущего, а его духовное становление связует параллельно существующие противостоящие друг другу "географические" и исторические миры (таково бытие-становление Генриха фон Офтердингена в одноименном романе Новалиса, Перегринуса Тика в сказке Гофмана "Повелитель блох", Ианте в "Королеве Маб" П.Б.Шелли, Грибуля в одноименной сказке Ж.Санд, поэта в этюде Д.Веневитинова "Утро, полдень, вечер и ночь", импровизатора в "Египетских ночах" А.С.Пушкика).

Дуалистическая оппозиция "мир - человек" предстает у романтиков проблемно-тематической доминантой целой системы взаимосвязанных гносеологических оппозиций. Отражаемое в этой системе диалектическое содержание является в конечном счете моментом структуры становящегося универсального теоретического и образного познания мира и человека. Не случайно дихотомии "человек - мир", "человек - Бог", "материальное - духовное" в бесконечном движении романтической рефлексии перерастают в триаду "человек -космос - Бог", знаменующую собой постижение диалектического содержания в дуалистической форме. Составляющие этой системы тонко сопряжены и активно взаимодействуют: анализируя бытие универсума, романтики констатируют проявления в космосе человеческого и божественного начал, а размышляя над сущностью человека, отмечают способность личности к улавливанию, восприятию и синтезированию космической и божественной энергий ("Золотой горшок" Гофмана, "Королева рыб" Ж. де Нерваля, "Королева Маб" Шелли, "Русалочка" Г.К.Андерсена).

Постижение внутренней двойственности феноменов жизни, смерти и бессмертия приводит романтиков к необходимости их переосмысления с ценностной точки зрения. Всесторонний дуалистический анализ бытия микрокосма и макрокосма, его оценка с позиций абсолютных ценностей - Истины, Добра и Красоты - позволяет им дифференцировать разные варианты (модели, формулы) бытия я говорить об истинной и ложной жизни ("Руненберг" Л. Тика, "Бригадир" В.Ф.Одоевского, "Портрет" Гоголя, "Моцарт и Сальери" Пушкина), позитивном и негативном значении смерти ("Поэма о старом моряке" С.Кольриджа), "прекрасном" и "дурном" бессмертии ("Агасфер" ВАЖуковского и Вордсворта, "Демон" М Лермонтова, "Летучий Голландец" Р.Вагнера) и та

Результатом взаимодействия в мышлении романтиков дуалистических и диалектических принципов явился синтетизм их сознания, выразившийся в обновлении понятийного языка философии и образного строя искусства. Совмещение космологического и антропологического, философского и художественно-эстетического, нравственного и аксиологического аспектов анализа бытия потребовало от романтиков создания не только новых принципов описания научных проблем, но и новых способов конструирования художественных миров. Это ярко выражено в литературных произведениях романтиков, где диалектико-дуалистическая методология обнаруживает себя на всех уровнях художественной структуры.

Дуалистическое миропонимание романтиков проявляется в концепции характеров, которые представлены авторами в тексте как внутренне полярные, аксиологически неоднозначные, склонные не только к внешнему своему выражению, но и к интенсивной внутренней жизни, самосовершенствованию, в процессе которого действительное наличное бытие героя диалектически сопрягается с идеалом и абсолютными ценностями (таковы Генрих фон Офтердинген Новалнса, Королева рыб Нерваля. героиня "Необойденного дома" В.Ф.Одоевского).

Дуалистически толкуют романтики и обстоятельства, настаивая на их сущностной двойственности. Важно подчеркнуть, что при разработке сюжета практически все обстоятельства (и так называемые "благоприятные", и экстремальные) обнаруживают в трактовке романтиков свой "пограничный" характер и скрытую предельную напряженность, чреватую взрывом. Потенциально любая ситуация может привести (и практически чуть ли не каждая в романтическом тексте приводит) к переворотам в судьбе • развенчаниям на фоне видимого счастья или, напротив, увенчаниям в ситуации кажущегося поражения (показательны в этом смысле названия частей сказки Ж.Санд Трибуль", отражающие победу героя над самим собой и трагедийный героизм его подвига во имя счастья и свободы народа: "О том, как Грибуль, боясь промокнуть, бросился в воду" и "О том, как Грибуль, боясь сгореть, бросался в огонь"). Такое построение сюжета дает романтикам возможность отразить в художественном тексте живую диалектику, амбивалентную стихийность, "сюжетность" самой жизни.

Композиция художественных произведений также выстраивается романтиками по принципу дуализма. Уже в изначальной композиции системы персонажей открыто декларируется и последовательно осуществляется их группировка, основанная на резком противопоставлении "художников" и "не-художников", "музыкантов" и "не-музыкантов", "поэтов* и "обывателей" и т.п., общим знаменателем которой выступает оппозиция "живых" и "мертвых душ" ("Житейские воззрения кота Мурра" и сказки Гофмана, "Пестрые сказки" В.Ф.Одоевского). Однако распределение героев во внутренне полярные и внешне противоборствующие группы не приводит романтиков к схематизации характеров и их поведения, и именно потому, что оно оказывается не более чем исходной позицией, предварительной расстановкой "фигур" в пространстве "шахматного ноля" произведения В ходе же дальнейшего взаимодействия героев неизменно обнаруживаются их "схождения", не столь очевидные для читателя, как изначальные дуалистические противостояния, и потому кажущиеся парадоксальными: идеалисты, как правило, обнаруживают ае только духовное могущество, но и вполне обычные человеческие слабости, а материалисты, пресыщенные "прозой жизни", сознательно или бессознательно устремляются к высшим духовным ценностям. Амбивалентность характеров героев и моделей их поведения, равно как и амбивалентность обстоятельств, можно считать способом выражения диалектики на художественном уровне.

Дуалистическое видение романтиками реальности приводит к романтической дуализации художественного пространства и времени. Первое выражается в разработке разных моделей двоемнрия ("исторический мир - абсолютный мир" в романе Новалнса "Генрих фон Офтердингенн, "материальный мир - духовный мир" в "Крошке Цахесе" Гофмана, "мир истинных ценностей - мир ложных ценностей" в "Руненберге" Л.Тика и "Холодном сердце" В.Гауфа, "мир реальный, прозаический - мир мифопоэтический" в "Вис" Гоголя, "мир наличный -мир должный" в "Необойдеяном доме" В.Ф.Одоевского), второе - в создании художественного приема двойственности повествования за счет пересечения разных временных планов ("прошлое - настоящее" в "Инее де Лас Сьеррас" Нодье, "сакральное время - профанное время" в "Золотом горшке" Гофмана, "сюжетное время - время экзистенции" в "Ореrе del Cavaliere Gimbattista Piranesi" В.Ф.Одоевского). Дуализация хронотопа осуществляется романтиками с целью создать в художественном тексте убедительный образ живого, целостного в своем противоречивом движении мира и открыть читателю ценностную иерархичность вселенского и личного бытия.

Дуалистическая оппозиция "жизнь - смерть" является ключом к постижению диалектического характера романтической системы ценностей и экзистенциальной этики романтиков. Своеобразная генетически дуалистическая диалектика романтиков выражается в том, что антропогония в романтическом мышлении неразрывно связана с космогонией, антропогенез - с космогенезом, личная эсхатология - с эсхатологией вселенской (Генрих фон Офтердинген" Новалиса, "Ночные бдения" Бонавентуры, "Русские ночи" В.Ф.Одоевского, "Страшная месть" Гоголя); при этом связь космогонического с эсхатологическим не является линейной, однонаправленной, необратимой. Эсхатология в интерпретации романтиков чревата новое космогонией, поэтому традиционные для предшествующих поколений философов и художников дихотомия "жизнь • смерть", "смерть -бессмертие" преобразуются у романтиков (в согласии с их тенденцией к обретению "третьего11) в триаду "жизнь - смерть - бессмертие". Таким образом, отображенный в философско-эстетических и художественных произведениях романтиков дуализм является формой их гносеологии, сквозь призму которой воспринимается, осмысляется и оценивается действительность. Дуалистическое миропонимание романтиков оказывает непосредственное влияние на художественно-эстетические принципы их творчества. Сама романтическая рефлексия, являющаяся "пружиной" психолого-творческого процесса романтиков, основана также на механизме дуалистического познания. Вместе с тем анализ теоретического и художественного наследия романтиков показывает, что дуализм не был для них ни абсолютным и окончательным разделением противостоящих начал, ни ступенькой к их безусловному синтезу. Вечная борьба противоположностей не превращается у романтиков в нечто самоценное, не становится абсолютной: это лишь "технический процесс мышления" (С.Кольридж), но не его цель, результат.

Вывод о том, что дуализм (дуалистическое противоречие) является важнейшим методологическим принципом романтизма, не противоречит тезису о диалектическом характере романтического мышления. Системы романтических дуалистических оппозиций являются отражением противоречий современной романтикам объективной реальности, всех слоев и сфер ее существования. Характер отношений между полюсами дуалистических романтических оппозиций свидетельствует о субъективной диалектике мышления романтиков, всегда устремленного к постижению целостности всеобщего бытия. Диалектика романтического мышления отражает объективную диалектику - органическое единство внутренне противоречивого мира, диалектику живого течения жизни.

Своеобразие романтического дуализма состоит в его диалектическом характере, проявляющемся в том, что так называемые оппозиции, противоречия и антитезы выступают отдельными, схваченными сознанием и зафиксированными в тексте "остановленными" моментами единого, непрерывного, в тенденции бесконечного процесса познания и жизнетворчества романтиков.

О продуктивности романтической диалектико-дуалистической методологии убедительно свидетельствует тот факт, что в качестве способа разрешения возникающих в теоретическом мышлении антитез романтики выбирают выход за пределы смысловой и ценностной "юны", обозначенной полюсами той иди иной оппозиции. Так, мысль романтиков движется от натурфилософии к философии истории и культуры, от бытия универсума - к бытию человека и сверхличному существованию Абсолюта, от жизни - к смерти и бессмертию, от искусства - к эстетике и жизнетворчеству и т.д.. Движение го ограниченной рамками противоречия "зоны" в пространство бесконечно свободной мысли открывает перед ними пути постижения глубинной взаимосвязи полюсов данной оппозиции (в перспективе - всех полюсов всех оппозиций), выявления звеньев- "посредников" и, наконец, обнаружения перехода одной противоположности в другую, то есть истинно диалектического их сопряжения. При этом мыслительная операция, содержанием которой является осуществление диалектического "перехода", не приводит романтиков к отождествлению полюсов оппозиции, слиянию или суммированию противоположных начал, но открывает возможности новых путей познания и совершенствования. Результатом такого познания является обретение знания более высокого порядка, нежели простая сумма "полюсов", - знания синтетического, вбирающего в себя противоположные, но не поглощающие друг друга субстанции.

Выявленные романтиками диалектические "переходы" и взаимосвязи не влекут за собой девальвации идеалов и абсолютных ценностей бытия, и здесь диалектика у романтиков парадоксально сочетается с элементами метафизики - верой в незыблемость Абсолюта.

ЛИТЕРАТУРА

1.Иванов ВВ.Чет и нечет: Асимметрия мозга и знаковых систем. М.1978.

2.Культурология. XX век. Словарь. СПб., 1997.

3.Милюгина Е.Г. Дуализм эстетического сознания романтиков: опыт систематики дуалистических мотивов // Романтизм: вопросы эстетики и художественной практики. Тверь, 1992.С.125-131.

4.Руднев В.П. Словарь культуры XX века. М., 1997.

5.Шеллинг Ф.В. Философия искусства. М.,1966.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: