Содержание учебного материала

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ УКРАИНЫ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. А.А. БОГОМОЛЬЦА

«Утверждено»

на методическом совещании

кафедры педиатрии №2 с курсом

медицинской генетики и неонатологии

Заведующий кафедры

профессор Волосовец А.П.

«____»____________200_г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ

Учебная дисциплина Пропедевтика детских болезней
Модуль №  
Содержательный модуль  
Тема занятия Анатомо-физиологические особенности, методы обследования и семиотика заболеваний нервной системы
Курс III
Факультет II медицинский факультет

1. Конкретные цели:

1.1 ознакомиться с особенностями эмбриогенеза нервной системы;

1.2 знать особенности эмбриогенеза;

1.3 знать особенности нервной системы у детей разных возрастных групп;

1.4 уметь собрать анамнез у детей с поражением нервной системы;

1.5 овладеть методами клинического обследования нервной системы;

1.6 знать особенности клиники и лабораторные показатели при различных заболеваниях нервной системы;

1.7 уметь диагностировать патологические отклонения в анализах спиномозговой жидкости в норме и при различных заболеваниях нервной системы;

1.8 овладеть навыками общения с больным ребенком и его родителями;

1.9 овладеть техникой ухода за больными детьми с поражением нервной системы.

Базовый уровень подготовки.

Название предыдущих дисциплин Полученные навыки
  Нормальная анатомия Знание анатомических особенностей нервной системы
  Нормальная физиология Знание физиологии передачи нервного импульса
  Биохимия Знание биохимии синаптической передачи
  Гистология Знание гистологической структуры тканей органов и структур нервной системы
  Топографическая анатомия Знание топографии органов центральной и периферической нервной системы
  Патологическая физиология Знание морфо-функциональных нарушений органов нервной системы

Содержание учебного материала

Нервная система, с одной стороны осуществляет координацию физиологических и метаболических процессов, происходящих в различных тканях, органах и системах, а с другой - при ее посредствии устанавливается связь организма в целом с окружающей средой.

Закладка нервной системы происходит из наружного зародышевого листка (эктодермы) на первой неделе внутриутробного развития в виде медуллярной пластинки из которой в дальнейшем формируется медуллярная трубка. На второй неделе внутриутробного развития передний конец трубки утолщается. В результате роста передней части медуллярной трубки на 5-6 неделе образуются мозговые пузыри, из которых в последующем формируются 5 частей головного мозга: 1) два полушария, связанные мозолистым телом, 2) промежуточный мозг, 3) средний мозг, 4) мост и мозжечок, 5) продолговатый мозг, переходящий в спинной мозг. Задняя часть медуллярной трубки остается более тонкой, из нее формируется спинной мозг. Полости мозговых пузырей преобразуются в желудочки мозга и центральный канал спинного мозга. Из полостей 1-го пузыря формируются боковые желудочки, из 2-го – третий желудочек, из 3-го мозгового пузыря – сильвиев водопровод. Четвертый желудочек, соединенный с центральным каналом спинного мозга, формируется из полостей 4 и 5-го мозговых пузырей.

Циркуляция спиномозговой жидкости начинается с 3-го месяца внутриутробного развития.

В случаях нарушения эмбриогенеза отмечается анэнцефалия, микро- или макроцефалия, гидроцефалия, менингомиелоцеле.

Дальнейшее дозревание и дифференцировка структур головного и спинного мозга продолжается в постнатальном периоде.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: