МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ УКРАИНЫ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. А.А. БОГОМОЛЬЦА
«Утверждено»
на методическом совещании
кафедры педиатрии №2 с курсом
медицинской генетики и неонатологии
Заведующий кафедры
профессор Волосовец А.П.
«____»____________200_г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ
Учебная дисциплина | Пропедевтика детских болезней |
Модуль № | |
Содержательный модуль | |
Тема занятия | Анатомо-физиологические особенности, методы обследования и семиотика заболеваний нервной системы |
Курс | III |
Факультет | II медицинский факультет |
1. Конкретные цели:
1.1 ознакомиться с особенностями эмбриогенеза нервной системы;
1.2 знать особенности эмбриогенеза;
1.3 знать особенности нервной системы у детей разных возрастных групп;
1.4 уметь собрать анамнез у детей с поражением нервной системы;
1.5 овладеть методами клинического обследования нервной системы;
1.6 знать особенности клиники и лабораторные показатели при различных заболеваниях нервной системы;
|
|
1.7 уметь диагностировать патологические отклонения в анализах спиномозговой жидкости в норме и при различных заболеваниях нервной системы;
1.8 овладеть навыками общения с больным ребенком и его родителями;
1.9 овладеть техникой ухода за больными детьми с поражением нервной системы.
Базовый уровень подготовки.
№ | Название предыдущих дисциплин | Полученные навыки |
Нормальная анатомия | Знание анатомических особенностей нервной системы | |
Нормальная физиология | Знание физиологии передачи нервного импульса | |
Биохимия | Знание биохимии синаптической передачи | |
Гистология | Знание гистологической структуры тканей органов и структур нервной системы | |
Топографическая анатомия | Знание топографии органов центральной и периферической нервной системы | |
Патологическая физиология | Знание морфо-функциональных нарушений органов нервной системы |
Содержание учебного материала
Нервная система, с одной стороны осуществляет координацию физиологических и метаболических процессов, происходящих в различных тканях, органах и системах, а с другой - при ее посредствии устанавливается связь организма в целом с окружающей средой.
Закладка нервной системы происходит из наружного зародышевого листка (эктодермы) на первой неделе внутриутробного развития в виде медуллярной пластинки из которой в дальнейшем формируется медуллярная трубка. На второй неделе внутриутробного развития передний конец трубки утолщается. В результате роста передней части медуллярной трубки на 5-6 неделе образуются мозговые пузыри, из которых в последующем формируются 5 частей головного мозга: 1) два полушария, связанные мозолистым телом, 2) промежуточный мозг, 3) средний мозг, 4) мост и мозжечок, 5) продолговатый мозг, переходящий в спинной мозг. Задняя часть медуллярной трубки остается более тонкой, из нее формируется спинной мозг. Полости мозговых пузырей преобразуются в желудочки мозга и центральный канал спинного мозга. Из полостей 1-го пузыря формируются боковые желудочки, из 2-го – третий желудочек, из 3-го мозгового пузыря – сильвиев водопровод. Четвертый желудочек, соединенный с центральным каналом спинного мозга, формируется из полостей 4 и 5-го мозговых пузырей.
|
|
Циркуляция спиномозговой жидкости начинается с 3-го месяца внутриутробного развития.
В случаях нарушения эмбриогенеза отмечается анэнцефалия, микро- или макроцефалия, гидроцефалия, менингомиелоцеле.
Дальнейшее дозревание и дифференцировка структур головного и спинного мозга продолжается в постнатальном периоде.