РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
История мировой (зарубежной) литературы 19 в.
образовательная программа направления032700 Филология ,
Профиль подготовки
Прикладная филология
квалификация (степень) выпускникабакалавр филологии
форма обучения заочная
Форма обучения
заочная
Курс 3 семестр 5
Содержание дисциплины
Объем дисциплины и виды учебной работы
Семестр 4
Вид учебной работы | Объем часов/ зачетных единиц |
Трудоемкость изучения дисциплины | |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | |
в том числе: | |
лекции | |
семинары | |
Контролируемая самостоятельная работа (КСР) | |
Самостоятельная работа студента (всего) |
Содержание учебного курса
Раздел 1. Романтизм как новый этап развития культуры.
Тема 1.1 Романтизм как литературное направление
Культурно-исторические предпосылки возникновения романтизма.Ф.Шлегель о трех источниках романтизма: Великая французская революция, философия Фихте и «Ученические годы Вильгельма Мейстера» Гете. «Философия раннего романтизма» и ее гносеологические корни. Субъективный идеализм Фихте и его социально-нравственный смысл. «Теория вечного творчества» и ее место в системе романтической культуры. Искусство, природа и абсолют в концепции Фр. Шлегеля. Понятия поэтического и прозаического состояния мира. Категория целостности и сущность "поэтического" в восприятии романтиков: гносеологические, философские, религиозные и социально-нравственные аспекты романтических представлений о поэтическом. Природа романтического историзма и общие особенности романтической философии истории.
|
|
Общие аспекты художественного метода романтиков и особенности романтической поэтики. Особенности хронотопа романтиков: романтическое двоемирие и романтический конфликт. Образ человека в романтизме (типы романтических героев, образ филистера). Н.Я.Берковский о принципе «развоплощения». Необходимость условных форм в романтическом искусстве. Новый принцип целостности художественного произведения: принцип фрагментарности и «культ бесконечного». Идея «нового мифа». «Культ музыки» и «музыкальный принцип» в эстетике и поэтике романтизма.
Тема 1.2. Немецкий романтизм
Йенская школа.Состав йенского кружка. Основные идеи: идеал симпоэзии, романтический универсализм, концепция «прогрессивной универсальной поэзии».. Концепция искусства и художника. Романтическая концепция религии и место религии в романтической культуре. Теория и практика романтической иронии.
Духовные истоки романтизма Новалиса. Поэзия и познание во фрагменте «Ученики в Саисе». «Идея бесконечной любви» и романтическая концепция «Гимнов к ночи». Магический идеализм. Жанровые особенности, творческие задачи и поэтика романа «Генрих фон Офтердинген». Романтический миф, утопия и реальность в трактате «Христианство или Европа».
|
|
Гейдельбергская школа. Кризис романтического индивидуализма и поиски сверхличных ценностей. Религия и интерес к фольклору («Волшебный рог мальчика» и «Сказки» братьев Гримм). Лирика Клеменса Брентано и Эйхендорфа.
Творчество Клейста. Проблема творческого метода Клейста Основной конфликт творчества Клейста в его ранних произведениях. Углубление конфликта в трагедии «Пентесилея»; проблема свободы и счастья человека в обществе; диалектика сознательного и бессознательного, разума и чувства, духа и плоти, свободы и зависимости в рождении личности. Значение идей статьи «О театре марионеток» для понимания драмы «Кетхен из Гейльбронна», комедии «Разбитый кувшин» и творчества Клейста в целом. Личность и государство в драме «Принц Гомбургский»: конфликт и его разрешение. Значение сцены «страха смерти» в концепции произведения. Новеллы Клейста. Проблема «Михаэля Кольхааса».
Творчество Гофмана. Двоемирие и основной конфликт в художественном мире Гофмана. Тема и проблема искусства и художника в «Крейслериане». Разработка трагических аспектов природы искусства в новелле «Дон-Жуан».
«Манера Калло» и «серапионовский принцип». Поэтика романтической новеллы-сказки («Золотой горшок», «Крошка Цахес»). Природа гофмановского двоемирия и романтическая ирония.
Роман «Житейские воззрения кота Мурра». Своеобразие двоемирия в романе. Романтическое понимание биографии. Соотношение двух биографий в романе. Художник и внешний мир. Крейслер и Мурр: романтическая ирония и трагический юмор. Образ феодально-буржуазного общества, сатирический план романа.