Тема 1.2. Немецкий романтизм

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

История мировой (зарубежной) литературы 19 в.

образовательная программа направления032700 Филология ,

Профиль подготовки

Прикладная филология
квалификация (степень) выпускникабакалавр филологии
форма обучения заочная

Форма обучения

заочная

Курс 3 семестр 5

Содержание дисциплины

Объем дисциплины и виды учебной работы

Семестр 4

Вид учебной работы Объем часов/ зачетных единиц
Трудоемкость изучения дисциплины  
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)  
в том числе:
лекции  
семинары  
Контролируемая самостоятельная работа (КСР)  
Самостоятельная работа студента (всего)  

Содержание учебного курса

Раздел 1. Романтизм как новый этап развития культуры.

Тема 1.1 Романтизм как литературное направление

Культурно-исторические предпосылки возникновения романтизма.Ф.Шлегель о трех источниках романтизма: Великая французская революция, философия Фихте и «Ученические годы Вильгельма Мейстера» Гете. «Философия раннего романтизма» и ее гносеологические корни. Субъективный идеализм Фихте и его социально-нравственный смысл. «Теория вечного творчества» и ее место в системе романтической культуры. Искусство, природа и абсолют в концепции Фр. Шлегеля. Понятия поэтического и прозаического состояния мира. Категория целостности и сущность "поэтического" в восприятии романтиков: гносеологические, философские, религиозные и социально-нравственные аспекты романтических представлений о поэтическом. Природа романтического историзма и общие особенности романтической философии истории.

Общие аспекты художественного метода романтиков и особенности романтической поэтики. Особенности хронотопа романтиков: романтическое двоемирие и романтический конфликт. Образ человека в романтизме (типы романтических героев, образ филистера). Н.Я.Берковский о принципе «развоплощения». Необходимость условных форм в романтическом искусстве. Новый принцип целостности художественного произведения: принцип фрагментарности и «культ бесконечного». Идея «нового мифа». «Культ музыки» и «музыкальный принцип» в эстетике и поэтике романтизма.

Тема 1.2. Немецкий романтизм

Йенская школа.Состав йенского кружка. Основные идеи: идеал симпоэзии, романтический универсализм, концепция «прогрессивной универсальной поэзии».. Концепция искусства и художника. Романтическая концепция религии и место религии в романтической культуре. Теория и практика романтической иронии.

Духовные истоки романтизма Новалиса. Поэзия и познание во фрагменте «Ученики в Саисе». «Идея бесконечной любви» и романтическая концепция «Гимнов к ночи». Магический идеализм. Жанровые особенности, творческие задачи и поэтика романа «Генрих фон Офтердинген». Романтический миф, утопия и реальность в трактате «Христианство или Европа».

Гейдельбергская школа. Кризис романтического индивидуализма и поиски сверхличных ценностей. Религия и интерес к фольклору («Волшебный рог мальчика» и «Сказки» братьев Гримм). Лирика Клеменса Брентано и Эйхендорфа.

Творчество Клейста. Проблема творческого метода Клейста Основной конфликт творчества Клейста в его ранних произведениях. Углубление конфликта в трагедии «Пентесилея»; проблема свободы и счастья человека в обществе; диалектика сознательного и бессознательного, разума и чувства, духа и плоти, свободы и зависимости в рождении личности. Значение идей статьи «О театре марионеток» для понимания драмы «Кетхен из Гейльбронна», комедии «Разбитый кувшин» и творчества Клейста в целом. Личность и государство в драме «Принц Гомбургский»: конфликт и его разрешение. Значение сцены «страха смерти» в концепции произведения. Новеллы Клейста. Проблема «Михаэля Кольхааса».

Творчество Гофмана. Двоемирие и основной конфликт в художественном мире Гофмана. Тема и проблема искусства и художника в «Крейслериане». Разработка трагических аспектов природы искусства в новелле «Дон-Жуан».

«Манера Калло» и «серапионовский принцип». Поэтика романтической новеллы-сказки («Золотой горшок», «Крошка Цахес»). Природа гофмановского двоемирия и романтическая ирония.

Роман «Житейские воззрения кота Мурра». Своеобразие двоемирия в романе. Романтическое понимание биографии. Соотношение двух биографий в романе. Художник и внешний мир. Крейслер и Мурр: романтическая ирония и трагический юмор. Образ феодально-буржуазного общества, сатирический план романа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: