Государственный бюджет Республики Беларусь

Сбалансированность бюджета – это достижение равенства его доходной и расходной частей. В идеальном случае предполагается полное покрытие расходов доходами и образование остатка средств, т.е. превышение доходов над расходами. Обратная ситуация – превышение доходов над расходами – ведет к образованию бюджетного дефицита.

По установившимся международным стандартам он не должен превышать 5%ВВП.

Причины бюджетного дефицита: осуществление крупных государственных программ развития экономики; милитаризация страны; войны и стихийные бедствия; экономические кризисы.

Различают циклический и структурный и дефицит.

Циклический дефицит – это дефицит бюджета, являющийся результатом циклического падения производства, автоматического сокращения налоговых поступлений и увеличения государственных затрат.

Циклический дефицит говорит о недоиспользовании производственных возможностей общества.

Структурный дефицит – это разность между расходной и доходной частями бюджета в условиях достаточно равновесного функционирования экономической системы. Он возникает в результате осознанно принимаемых правительственных мер по увеличению государственных расходов и снижению налогов с целью предотвращения спада.

Основной причиной дефицита в странах с развитой рыночной экономикой является спад производства, с одной стороны, отражающийся сокращением доходов населения и предпринимателей, что уменьшает налоговые поступления в казну, а с другой – ростом выплат по безработице и другим социальным программам, что увеличивает расходы государства.

Методы покрытия бюджетного дефицита:

- увеличение налогов ( редко используется, так как снижается деловая активность и сокращается выпуск);

- денежное финансирование, что происходит теперь в основном через монетизацию госбюджетного дефицита, которая не обязательно сопровождается эмиссией денег, а нередко происходит в виде расширения льготных кредитов, которые выдает Центральный банк государственным предприятиям или отсроченных платежей, где имеет значение собственности продавца, так как от частного сектора можно ожидать повышения цены для страховки от возможных неплатежей, что послужит толчком для роста уровня инфляции;

- долговое финансирование посредством выпуска и продажи государственных ценных бумаг. При внутреннем долговом финансировании государство продает ценные бумаги субъектам хозяйствования и населению, выплачивая процент. Полученные деньги идут на погашение обязательств, срок которых истек, то есть происходит рефинансирование. Если ценные бумаги продаются Центральному банку, то расширяется предложение денег и растет инфляция; если – различным финансово-кредитным институтам, то это сдерживает их деловую активность.

При внешнем долговом финансировании государственные ценные бумаги продаются правительствам, субъектам хозяйствования и населению других стран, что возможно если доход от них в данной стране выше, чем обязательства других стран.;

- использование средств от приватизации государственной собственности.

Существуют три подхода к регулированию бюджетного дефицита:

  1. ежегодное балансирование бюджета, т.е. каждый финансовый год должен обеспечиваться равенством между доходами и расходами. Но тогда ограничиваются возможности бюджетно-налогового регулирования, так как сознательно изменяются расходы и налогообложение в зависимости от состояния экономики, что ведет к его дефициту или излишку;
  2. балансирование бюджета в ходе экономического цикла, а не ежегодно. При спаде правительство увеличивает расходы, что ведет к росту дефицита, при подъеме – оно сокращает расходы, что увеличивает излишек доходов. С окончанием промышленного цикла излишек должен покрыть дефицит, вызванный спадом. Но глубина спада и подъема бывают разными, и при длительном спаде и коротком подъеме бюджетный дефицит сохранится;
  3. концепция функциональных финансов. Государство стремится любыми путями обеспечить достижение макроэкономического равновесия даже при росте дефицита, следствием чего являются экономический рост, а значит, рост национального дохода и рост налоговых поступлений; правительство всегда может повысить налоги, выпустить больше денег, то есть устранить дефицит; бюджетный дефицит не влияет на развитие экономики.

Если задолженность государства накапливается, то речь пойдет о государственном долге.

Государственный долг - это сумма задолженности страны другим странам. своим или иностранным юридическим и физическим лицам.

Если государственный долг более, в 2 раза превышает ВВП, под угрозой оказывается стабильность экономики страны, нарушается устойчивость денежного обращения. Различают внутренний и внешний долг.

Внутренний долг – это долг государства населению, предприятиям, организациям своей страны, имеющий форму кредита, госзаймов, других долговых обязательств, гарантируемых правительством. Разница между темпами роста этого долга и дохода должна быть равна нулю, чтобы его доля в совокупном доходе («бремя государственного долга») не возрастала

Внешний долг – это задолженность страны другим государствам, организациям и отдельным лицам других стран. Чтоб оплатить проценты по внешнему долгу и погасить его, нации приходится отдавать кредиторам ценные товары и услуги, что негативно для их экономики. Сами страны – кредиторы вправе требовать выполнения «неудобных» заемщику условий. Большой внешний долг вредит авторитету страны-заемщика. Поэтому в развитых странах принято законодательно устанавливать его лимит. Внешний долг оценивают по его доле в ВВП и отношению годового объема выплат по нему к объему валютных поступлений за год, которое не должно превышать 25%.

Пути погашения внешнего долга:

- за счет золотовалютных резервов;

- консолидации внешнего долга – т.е. изменения условий заимствования по срокам погашения, когда краткосрочные обязательства (облигации) превращаются в долго- и среднесрочные. Уточняя первоначальные условия займа, государство вместе с тем приходит к окончательному решению при согласии правительств как кредитора, так заемщика;

- конверсия внешнего долга – сокращение общей величины задолженности государства посредством изменения условий предоставления кредита, форм, сроков его возврата, процентных ставок, т.е. условий, касающихся доходности;

- обращение к международным банкам.

Проблемы «утечки» товаров и услуг за границу при внутреннем долге:

1. проценты по долгу увеличивают неравенство в доходах, так как государственные ценные бумаги покупают наиболее зажиточные люди, а налоги, за счет которых финансируются проценты платят все.;

2. правительство вынуждено поднимать ставки налогов, чтоб погашать долг, что снижает стимулы к инвестициям, а, значит, замедляет развитие экономики; кроме того, повышение этих ставок вызывает социальную напряженность;

3. новые государственные бумаги влияют на повышение ставки ссудного процента, что негативно отражается на инвестировании;

4. большой внутренний долг отпугивает иностранных инвесторов, а у населения страны порождает неуверенность в завтрашнем дне.

В Республике Беларусь государственный бюджет включает бюджет республики и местные бюджеты (областей, районов, городов, сельсоветов). Источник доходов бюджета в основном налоги. Расходы бюджета в Беларуси- финансирование социально-культурных организаций, народного хозяйства, дотации местным бюджетам областей, расходы на оборону, на содержание внутренних войск, пополнение государственных запасов и резервов..Отличительной чертой бюджетно - налоговой политики Республики Беларусь на протяжении последних 10 лет является сохранение дефицита бюджета на достаточно низком уровне – в пределах 2% ВВП. Внутренний и внешний долг в стране находится на относительно постоянном уровне и не обременителен для государства. По состоянию на 1 августа 2008 года внешний государственный долг страны (в основном долгосрочный) составил 13629, 8 млн. дол. США. Бюджет Республики Беларусь утверждается каждый год как ЗАКОН. На 2008 год он был утвержден по расходам в сумме 342173851 тыс. рублей, исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 38152173851 тыс.р.; предельный размер дефицита республиканского бюджета на этот год установлен в сумме 2190000000 тыс. р..

.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: