Ги де Мопоссан. (1850-1893)

Очень короткий период тв-ва. 6 романов 2 пьесы, очерки. Психическая болезнь. Учавствует во Франко-Прусской войне. Флобер его наставник. Золя – тоже влиял.

Новелла «Пышка» – военная тематика. талант на этом уже. Ханжество.

Роман «Жизнь» можно сравнить с Флобером (М-м Бовари). основной мотив романа как и постепенное разочарование в идеальных человеческих ценностях. Героиня Жанна разочаровывается в любви, верности мужа, дружбе и т.д. деградация, вырождение рода. Название – жизнь как обобщение – судьба любого идеалиста.

Огромный успех. «Жизнь» в течение восьми месяцев 1883 г. вышла пятьюдесятью изданиями.

Внутренняя жизнь, мечтания, сама индивидуальность молодой женщины растоптаны пошлостью, низменностью реальной действительности, в которую ее вводят брачные отношения.

Композиция: замедленность повествования, в котором событийные эпизоды вплетены в непрерывно текущее воссоздание чувств и переживаний, проникновенных картин природы. Смелость в изображении биологического начала в человеке, и в частности физиологической стороны любви – натурализм. Но это не самоцель, реализм при этом не нарушен. «Жизнь» — это драма утраты иллюзий и веры в жизнь.

Жанна, девушка из дворянской среды, привыкла видеть мир сквозь призму тех полных изящества отношений, которые царят в ее семье. Она воспитана в нравственных принципах своего отца-руссоиста, чуждого лицемерия и расчетливости, а главное — в атмосфере бесконечной доброты. Эти нравственные устои не иллюзорны, они еще действенны в момент, когда Жанна стоит на пороге жизни, — отсюда и та элегичность, которая так сильна в романе. В образе Жанны тонко и проникновенно изображено светлое поэтическое начало, девичьи надежды, радостное доверие к жизни, которое подтачивается свалившимися на нее бедствиями. Все, что происходит с героиней после ее замужества, раскрывает низменную, корыстную сторону действительности, в которую она постепенно погружается. Муж Жанны, обнищавший дворянин Жюльен де Ламар, оказывается грубым, бесконечно чуждым ей человеком, бессовестно обманывающим свою жену. Образе Жюльена — обуржуазившейся аристократ, охотник за приданым.

«Жизнь не так хороша, но и не так плоха, как о ней думают. Эту сентенцию высказывает труженица-крестьянка, тоже немало пострадавшая в жизни.

Действие своего романа Мопассан перенес в первую половину XIX в. — Жанна выходит из монастыря в 1819 г. Автору, по-видимому, нужна была эта историческая отдаленность, чтобы показать, как рушится дворянская культура, проникнутая просветительскими идеалами, как под натиском своекорыстных буржуазных отношений аристократы превращаются в безнравственных дельцов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: