Чарльз Диккенс (1812-1870)

Работал репортером. К 21 году успел повидать и нужду и все тяготы бедного положения. В 1831 ему предложили выступить литературным комментатором юмористических рисунков. Очень талантливо себя проявил. Его известность начала расти. Он первый обратился в своих произведениях к рабочему движению (в Англии было рабочее движение чартистов). Весь первый период творчества Диккенса весьма оптимистичен. Прожитая им самим темная английская действительность сдабривалась его природным оптимизмом. Он отходит от чартистов, когда понимает, что те хотят вооруженного восстания. Его всегда волновала тема детства («Приключение Оливера Твиста»). Он же явился создателем жанра рождественских сказок.

В его произведениях есть четкое деление героев на добрых и злых. При этом он верит в теорию классового мира, и в этом его утопичность.

В " Записках Пиквикского клуба" звучали уже критические интонации, но говорить о сатире в настоящем смысле слова здесь еще нет основания. обличительная интонация смягчена шуткой и веселым смехом. В произведениях 1833-1836 годов Диккенс сглаживает все мрачное и печальное, все жестокое и уродливое. Молодой Диккенс видит изнанку современных парламентских выборов и возмущается ею, но, создавая интенсуиллский эпизод в "Пиквикском клубе", изображает выборы скорее в комическом, чем в сатирическом свете. Он несомненно видит всю нелепость судебной практики и существующего законодательства, но, рисуя процесс Бардл против Пиквика, создает такуюкартину суда, в которой обличительная интонация ослаблена комичностью изображаемой картины.

Люди, умственно ограниченные (Пиквик), подкупают моральным величием, трусливые (Уинкль) - добротой и порядочностью. Любуясь человеческими достоинствами основателя Пиквикского клуба, читатель в то же время смеется над его "научными открытиями" и наивным простодушием, позволяющим ему верить в любую небылицу и принимать за достоверную истину грубейший вымысел ловкого проходимца - Джингля. Так юмор, в котором Диккенс с первых творческих шагов достиг огромного мастерства, помог ему держаться в рамках реалистического изображения действительности даже тогда, когда он особенно близко подходил к романтической идеализации. Комедийные образы, созданные Диккенсом-юмористом, лучшее подтверждение справедливости этого определения. Источник смеха в них - комическое несоответствие формы выражения существу изображаемого. Писатель торжественно и глубокомысленно говорит о вещах, по своей природе не только совершенно незначительных, но часто нелепых, сообщает о самых нелогичных поступках своих героев в тоне полного спокойствия и невозмутимости. Веселая шутка и фарс, вносимые порой совершенно неожиданно в самое серьезное и даже трагическое повествование, неразрывно связаны в творчестве молодого Диккенса с оптимизмом, который определяет отношение писателя к окружающему его миру в первые годы творчества.

«Домби и сын»(1848)

сложная картина состояния английского об-ва. Название: не имя героя, а название фирмы: значимость для судьбы Домби. Гордость – качество дельца Домби. Он владелец, в этом смысл его жизни. Все в их доме посвящено делу. Фани гибнет. Дети в семье лишены ласки, несчастны. Домби-сложная натура. Деньги сильны, но они не спасают его в тот момент, когда он остается один. А тот момент его спасает дочь. Финал – оптимизм. В сыне видит наследника дела, любви нет. Сын погиб. Крах фирмы разрушил его каменное сердце. Диккенс верит еще в возможностьть нравственного перерождения человека. Карикатура на общество, на его влияние на человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: