В речи детей с нарушенным интеллектом наблюдаются ошибки на всех уровнях языка. (В задании использованы примеры из статьи Л.С.Евдокимовой «Нормативно-стилистическая работа с детьми с нарушением интеллекта на уроках устной речи» (Специальное образование №1, 2009).
Заполните таблицу 1, выбрав правильный вариант ответа
1. Определите, на каком уровне языка нарушена норма.
2. Выясните, с чем связано нарушение нормированности.
3. Приведите правильный вариант.
Таблица 1. Нормативный аспект речевой культуры детей
Примеры нарушений нормированности в речи детей | Уровень языка | Причина нарушения | Правильный вариант | Кол-во баллов | |
Завпечатлеть, заместо, здеся. | |||||
Птенцы сидели, тесно сплотившись друг к другу. | |||||
Он презренно посмотрел на птицу. | |||||
Кот вставал на задние ноги. | |||||
Учителя задают очень много заданий. | |||||
В углу сидел жалобный кот. | |||||
Люблю кататься на велике. | |||||
Темновдумчивые глаза кота. | |||||
Через минуту их уже не было видно за листвами ели. | |||||
Мне рассказали очень интересную историю, мой товарищ, что с героями приключилось. У них за стеной кого-то, кто-то был, что он, который лежит, кажется, его зовут Александр, в него стреляли. | |||||
ИТОГО |
Уровни языка:
А. Стилистический
Б. Синтаксический
В. Морфологический
Г. Словообразовательный
Д. Лексический
Е. Орфоэпический
Уровни языка:
Причина нарушения:
А. Смешение паронимов
Б. Существительные имеют только форму ед. ч.
В. Нарушение грамматических правил сочетаемости слов и правил построения сложного предложения
Г. Влияние просторечия
Д. Семантическая несочетаемость слов
Е. Непонимание или недостаточное понимание слова
Ж. Неоправданное словотворчество
З. Нарушение лингвистической традиции
И. Неоправданное употребление в речи слов иной стилевой окраски
К. Тавтология, употребление однокоренных слов
Оценка результатов
За каждое правильно выполненное задание 0,5 б.
1 задание: mах – 5 б.
2 задание: mах – 5 б.
3 задание: mах – 5 б.
За выполнение заданий 1 уровня сложности mах – 15 б.
За выполнение заданий 1 уровня сложности min – 0 б.