Расходы бюджета — средства, которые направляются на осуществления программ и мер, предусмотренных соответствующим бюджетом, за исключением средств на погашение основной суммы долга и возврат излишне уплаченных в бюджет сумм. Многообразие конкретных видов бюджетных расходов обусловлено целым рядом факторов: функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, административно-территориальным устройством государства, формами выделения бюджетных средств. Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства.
Выделяют следующие виды классификации расходов бюджета:
—по функциям, с выполнением которых связаны расходы (функциональная классификация расходов);
—по экономической характеристике операций, при проведении которых осуществляются эти расходы (экономическая классификация расходов);
—по признаку главного распорядителя бюджетных средств (ведомственная классификация расходов);
—по бюджетным программам (программная классификация расходов).
|
|
Функциональная классификация расходов бюджетов представляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы государства и отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства, в том числе на финансирование реализации нормативно-правовых актов принятых органами государственной власти на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий передаваемых на иные уровни власти.
Экономическая классификация расходов бюджета является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы государства по их экономическому содержанию. По экономической классификации расходы бюджета делятся на текущие расходы, капитальные расходы и кредитование за вычетом погашения, состав которых определяется Министром финансов Украины.
Текущие расходы — это платежи, предназначение которых не является приобретение капитальных активов.
Капитальные расходы — включают приобретение основного капитала, создание государственных запасов и резервов, приобретение земли и нематериальных активов и капитальные трансферты.
Кредитование — за вычетом погашения включает платежи с бюджета, в результате которых появляются требования к другим финансовым объектам, которые предусматривают обязательное возвращение денежных средств.
Ведомственная классификация расходов бюджета определяет перечень главных распорядителей бюджетных средств. На ее основе Государственное казначейство Украины и местные финансовые органы ведут реестр всех распорядителей бюджетных средств.
|
|
Программная классификация расходов бюджета применяется при формировании бюджета по программно-целевому методу. Планирование расходов с применением программно-целевого метода предусматривает разработку, анализ и подбор программ на стадии стратегического планирования. Каждая программа имеет четкую цель реализации, задания, сроки и этапы финансирования.
Классификация финансирования бюджета определяет источники получения финансовых ресурсов, необходимых для покрытия дефицита или же отображает направления использования средств, которые создались вследствие превышение доходов над расходами. Классификация финансирования бюджета содержит такие разделы как:
1)финансирование по типу кредитора;
2)финансирование по типу долгового обязательства.
Классификация государственного долга содержит информацию о всех непогашенных долгах органов управления для изучения их влияния на состояние экономики государства. Непогашенный долг классифицируется по типу кредитора и по типу долгового обязательства с распределением на внешний и внутренний.
Действующим бюджетным кодексом Украины также предусмотрено, что составными частями государственного и местных бюджетов могут быть:
—общий фонд;
—специальный фонд.
Общий фонд бюджета включает:
1)все доходы бюджета, кроме тех, которые предназначены для зачисления в специальный фонд;
2)все расходы бюджета за счет поступлений в общий фонд бюджета;
3) финансирование общего фонда бюджета.
Специальный фонд бюджета включает:
1)бюджетные назначения на расходы за счет конкретно определенных источников поступлений;
2)гранты или подарки (в стоимостном исчислении), полученные распорядителями бюджетных средств на конкретную цель;
3)разницу между доходами и расходами специального фонда бюджета.
Деление бюджета на общий и специальный фонды определяется законом о государственном бюджете Украины. Источники формирования специального фонда определяются исключительно законами Украины, (ст. 13. Бюджетного кодекса Украины).
В.3 Порядок рассмотрения законопроекта о Государственном бюджете Украины регламентируется нормами конституционного и бюджетного законодательства Украины. Согласно Бюджетному кодексу Украины, вторая стадия бюджетного процесса начинается после принятия к рассмотрению проекта Закона и подготовки его к первому чтению. В процессе подготовки проекта Закона о Государственном бюджете Украины до 1 октября (или 6 октября при повторном представлении) он рассматривается народными депутатами, в комитетах, депутатских фракциях и группах Верховной Рады Украины. По результатам рассмотрения комитеты Верховной Рады Украины формируют свои предложения к проекту Закона о Государственном бюджете Украины и передают их Комитету Верховной Рады Украины по вопросам бюджета и назначают своих представителей для участия в работе Комитета Верховной Раде по вопросам бюджета. После 1октября (6 октября, если проект бюджета был принят к рассмотрению после повторного представления Кабинетом Министров Украины) года, предшествующего плановому, принятие предложений Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам бюджета прекращается (ст. 40 Бюджетного кодекса Украины).
Предложения комитетов по увеличению расходов Государственного бюджета Украины должны покрываться источниками таких расходов. Предложения по уменьшению доходов Государственного бюджета Украины должны определять источники компенсации потерь доходов либо виды и объемы расходов, которые подлежат соответствующему сокращению. Каждое из предложений не должно приводить к увеличению государственного долга и гарантий в сравнении с их объемом, предусмотренным в представленном проекте Закона о Государственном бюджете Украины.
|
|
Если комитеты представляют предложения, в которых хотя бы одно из перечисленных требований не выполняется, такие предложения Комитетом Верховной Рады по вопросам бюджета не будут учтены. Не допускается внесение предложений по увеличению прогноза налоговых поступлений, кроме тех случаев, когда по выводам таких органов как Комитет Верховной Рады по вопросам бюджета, Министерство финансов Украины и Счетной палаты выявлены неточности в их расчете (п.2 ст. 40 Бюджетного кодекса Украины).
Не позднее 15 октября (20 октября при повторном представлении проекта Закона о Государственном бюджете Украины) года, предшествующего плановому, Комитет Верховной Рады по вопросам бюджета вместе с уполномоченными представителями Кабинета Министров Украины рассматривает предложения к проекту Закона о Государственном бюджете Украины и готовит заключение, а также предложения к нему, таблицы предложений субъектов законодательной инициативы, которые предлагается поддержать или отклонить и принимают по этим вопросам соответствующие решения. При этом показатели, содержащиеся в заключении и предложениях к проекту Закона о Государственном бюджете Украины должны быть сбалансированы.
Не позднее, чем за 2 дня до рассмотрения проекта Закона о Государственном бюджете Украины в первом чтении на пленарном заседании Верховной Рады Украины, заключение и предложения к проекту Закона о Государственном бюджете Украины, а также таблицы предложений аппаратом Верховной Рады Украины распространяются среди народных депутатов Украины для ознакомления.
Рассмотрение проекта Закона о Государственном бюджете Украины в первом чтении на пленарном заседании Верховной Рады Украины начинается с доклада Председателя Комитета Верховной Рады Украины по вопросам бюджета. В обсуждении его принимают участие представители комитетов Верховной Рады Украины, депутатские фракции, группы, народные депутаты Украины, представители Кабинета Министров Украины и Счетной палаты.
|
|
По выводам и предложениям голосование производится следующим образом:
— если нет разногласий — голосование в целом;
— при наличии разногласий — голосование по отдельным статьям. Во время такого голосования рассматриваются предложения, которые Комитет Верховной Рады по вопросам бюджета предлагает отклонить и на рассмотрении которых настаивают их авторы.
Принятие решения по заключению и предложениям по проекту Закона о Государственном бюджете Украины считается принятием проекта Закона в первом чтении.
Одобренные Верховной Радой Украины заключение и предложения комитета Верховной Рады Украины по вопросам бюджета приобретают статус Бюджетных заключений Верховной Рады Украины.
Проект Закона о Государственном бюджете Украины в первом чтении должен быть принят Верховной Радой Украины не позднее 20 октября (25 октября, если проект Закона принят при повторном представлении) года, предшествующего плановому.
После принятия Закона о Государственном бюджете Украины в первом чтении Кабинет Министров Украины в двухнедельный срок, не позднее 3 ноября (8 ноября, если проект Закона был принят к рассмотрению при повторном представлении) года, предшествующего плановому, готовит и подает проект Закона о Государственном бюджете Украины, доработанный в соответствии с Бюджетными заключениями Верховной Рады Украины, и сравнительную таблицу по учету предложений или отклонению их с мотивированными пояснениями для рассмотрения во втором чтении.
Доработанный ко второму чтению проект Закона о Государственном бюджете Украины должен содержать текстовые статьи и показатели, которые предлагались Кабинетом Министров Украины в первом чтении либо одобрены Бюджетными заключениями Верховной Рады Украины. Если Кабинет Министров Украины предлагает новые статьи, они должны быть детально обоснованы. Цифровые показатели могут быть изменены исключительно в случаях, если основные прогнозные макропоказатели экономического и социального развития Украины на следующий бюджетный период, положенные Кабинетом Министров Украины в основу проекта Государственного бюджета Украины и во время рассмотрения их во втором чтении изменились более; чем на 2 процента.
Если проект Закона о Государственном бюджете Украины, подготовленный Кабинетом Министров Украины с нарушением требований, изложенных выше, он возвращается Кабинету Министров Украины в недельный срок на доработку. Доработанный проект Закона подается повторно на второе чтение.
Подготовленный Кабинетом Министров Украины ко второму чтению проект Закона о Государственном бюджете Украины подается Комитету Верховной Рады Украины по вопросам бюджета, который на протяжении трех дней готовит заключения к рассмотрению проекта Закона о Государственном бюджете Украины во втором чтении.
Во втором чтении проекта Закона о Государственном бюджете Украины рассматриваются заключения Комитета Верховной Рады Украины по вопросам бюджета, включая учет Кабинетом Министров Украины Бюджетных заключений Верховной Рады Украины, данных ему при подготовке проекта Закона Украины о Государственном бюджете Украины ко второму чтению. Другие предложения народных депутатов, депутатских групп и фракций не рассматриваются.
Пленарное заседание по второму чтению начинается с доклада министра финансов Украины по доработанному с учетом Бюджетных заключений Верховной Рады Украины проекту Закона о Государственном бюджете Украины. Председатель комитета Верховной Рады Украины по вопросам бюджета докладывает заключение Комитета Верховной Рады Украины по вопросам бюджета по учету Кабинетом Министров Украины Бюджетных заключений Верховной Рады Украины при подготовке проекта Закона о Государственном бюджете Украины ко второму чтению.
Второе чтение проекта Закона о Государственном бюджете Украины предусматривает, в.первую очередь, утверждение объема доходов и расходов, объема дефицита (профицита) Государственного бюджета Украины, размера минимальной заработной платы и уровня обеспечения прожиточного минимума на следующий бюджетный период, с дальнейшим голосованием по каждой статье проекта Закона о Государственном бюджете Украины.
В Верховной Раде Украины второе чтение проекта Закона о Государственном бюджете Украины завершается не позднее 20 ноября года, предшествующего плановому. При этом общий объем доходов и расходов Государственного бюджета Украины, его дефицит либо профицит, размер минимальной заработной платы и уровень обеспечения прожиточного минимума на следующий бюджетный период, объем межбюджетных трансфертов и другие положения, необходимые для формирования местных бюджетов, должны быть приняты во втором чтении в обязательном порядке и не подлежат рассмотрению в третьем чтении.
К рассмотрению в третьем чтении проект Закона о Государственном бюджете дорабатывает Комитет Верховной Рады по вопросам бюджета и не позднее 25 ноября года, предшествующего плановому, представляет его на рассмотрение.
Начинается третье чтение проекта Закона о Государственном бюджете Украины с доклада Председателя Комитета Верховной Рады Украины по вопросам бюджета и содокладом министра финансов Украины. После этого Верховная Рада Украины проводит голосование по предложениям Комитета Верховной Рады Украины по вопросам бюджета по статьям проекта Закона о Государственном бюджете Украины, которые не были приняты во втором чтении и по проекту Закона в целом.
Если в целом закон не принимается, то проводится голосование по каждому предложенному Комитетом Верховной Рады Украины предложению. Закон о Государственном бюджете Украины должен быть принят Верховной Радой Украины до 1 декабря года, предшествующего плановому.
Статьей 45 Бюджетного кодекса Украины установлен порядок определения времени нахождения проекта Закона о Государственном бюджете Украины на рассмотрении в Верховной Раде Украины. Начало исчисления времени начинается с даты представления Кабинетом Министров Украины и принятия его Верховной Радой Украины на рассмотрение. Время нахождения проекта закона в Кабинете Министров Украины на доработке не засчитывается. В тех случаях, когда принятый Закон о Государственном бюджете Украины находится на рассмотрении у Президента Украины и возвращается на повторное рассмотрение в Верховную Раду Украины с мотивированными и сформулированными предложениями к проекту закона, это время также не засчитывается в срок нахождения проекта Закона о Государственном бюджете Украины в Верховной Раде Украины.
Если до начала нового бюджетного периода Закон о Государственном бюджете Украины не вступил в силу, Кабинету Министров Украины дано право: производить расходы бюджета Украины на цели, которые были определены в Законе о Государственном бюджете Украины на предыдущий год и одновременно предусмотрены в проекте Закона о Государственном бюджете Украины на следующий период, предоставленном Кабинетом Министров Украины в Верховную Раду Украины.
Ежемесячные расходы Государственного бюджета Украины не могут превышать 1/12 части объема расходов, определенных Законом о Государственном бюджете Украины на предыдущий бюджетный период, кроме погашения обязательств по долгам и долговым обязательствам Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления и расходов их специального фонда бюджета, который формируется за счет соответствующих поступлений.
В этот период капитальные расходы до вступления в силу Закона о Государственном бюджете Украины на текущий год не производятся, за исключением случаев объявления военного положения, объявления чрезвычайного положения, либо объявления отдельных территорий зонами чрезвычайной экологической ситуации.
Не позднее двух месяцев со дня вступления в силу Закона о Государственном бюджете Украины министр финансов Украины информирует Верховную Раду Украины о взятых бюджетных обязательствах и произведенных платежах по статьям, на которые бюджетные назначения в утвержденном бюджете не предусмотрены.
До принятия Закона о Государственном бюджете на текущий год, налоги, сборы и обязательные платежи взимаются в соответствии с Законом о Государственном бюджете Украины предыдущего бюджетного периода.
В. 4 Исполнение бюджета — это обеспечение своевременного и полного поступления предусмотренных законом или решением местного органа власти доходов в бюджет по каждому источнику, а также своевременное предоставление бюджетных назначений для обеспечения выполнения предусмотренных бюджетом мероприятий.
Методы исполнения доходной части бюджета и расходов бюджета совершенно различны.
Согласно ст. 47 Бюджетного кодекса Украины организация исполнения бюджета возложена:
— на Кабинет Министров Украины, который обеспечивает исполнение Государственного бюджета;
— на Министерство финансов Украины, которое осуществляет общую организацию и управление исполнением государственного бюджета Украины, координирует деятельность участников бюджетного процесса по вопросам исполнения бюджета.
Непосредственное исполнение доходной части бюджета возложено на органы Государственной налоговой службы и органы Государственного казначейства. Исполнение расходной части бюджета осуществляется органами Государственного казначейства, главными распорядителями бюджетных средств и распорядителями бюджетных средств.
Исполнить бюджет по доходам — обеспечить поступление налогов, сборов, обязательных платежей в бюджет соответствующего уровня в соответствии с действующим законодательством.
Министерство финансов Украины, в соответствии с Положением о Министерстве финансов Украины от 26 августа 1999 года, на основе которого оно действует, прогнозирует и моделирует на текущий период и на перспективу налоговые поступления в бюджет. Ежегодно на стадии составления проекта Государственного бюджета Украины Министерство финансов Украины определяет прогнозные показатели доходов бюджета и их структуру. Полномочия министра финансов Украины по определению общего уровня доходов Государственного бюджета Украины для составления предложений проекта Государственного бюджета Украины закреплены Бюджетным кодексом Украины.
Исполнение бюджета по расходам — это профинансирование расходов в объеме бюджетных назначений, предусмотренных принятым бюджетом в соответствии с бюджетной росписью.
Исполнение Государственного бюджета Украины по расходам предполагает шесть стадий:
1) установление бюджетных ассигнований распорядителям бюджетных средств на основании утвержденной бюджетной росписи;
2)утверждение смет распорядителям бюджетных средств;
3)принятие бюджетных обязательств;
4)получение товаров, работ и услуг;
5)осуществление платежей;
6)использование товаров, работ и услуг на выполнение бюджетных программ.
Стадийность любого процесса предполагает последовательную смену отдельных стадий. Закрепленный законодателем перечень стадий исполнения Государственного бюджета Украины по расходам в большей степени отражает совокупность действий участников бюджетного процесса, чем устанавливает жесткую последовательность их совершения.
В Украине применяется казначейская форма обслуживания Государственного бюджета Украины, которая осуществляется Государственным казначейством Украины. Казначейское исполнение бюджета представляет собой движение денежных средств через систему банковских счетов, а также получение денежных средств бюджетополучателем в наличной форме.
Согласно ст. 48 Бюджетного кодекса Украины, казначейская форма обслуживания состоит из:
—операций со средствами бюджета;
—расчетно-кассового обслуживания распорядителей бюджетных средств;
—контроля бюджетных полномочий при зачислении поступлений, принятии обязательств и проведении платежей;
—бухгалтерского учета и составления отчетности об исполнении Государственного бюджета.
В. 5 Сведение, составление и представление отчетности об исполнении Государственного бюджета осуществляется Государственным казначейством Украины (ст. 58 Бюджетного кодекса Украины).
Финансовая (бухгалтерская) отчетность — это система взаимосвязанных обобщающих показателей, которые отражают финансовое состояние бюджета и результаты его исполнения за отчетный период. Целью отчетности является предоставление полной, правдивой и непредвзятой информации о финансовом положении исполнения бюджетов пользователям для принятия экономических решений.
Финансовая отчетность составляется на основе данных бухгалтерского учета и должна включать информацию, которая является существенной и своевременной для пользователей, исходя из принципов беспрерывности, осмотрительности, приоритета содержания над формой и других принципов международных стандартов бухгалтерского учета. Информация, отображающаяся в финансовых отчетах и примечаниях к ним должна быть понятной, достоверной и сравнительной. Такая информация должна содействовать принятию правильных экономических решений путем оценки прошлых, настоящих и будущих событий, подтверждение или корректирования их оценок, сделанных в прошлом. Кроме того, должна быть возможность сопоставления финансовых отчетов за разные периоды, а также сравнения отчетности разных органов Государственного казначейства.
Отчетность об исполнении Государственного бюджета бывает оперативной, месячной, квартальной и годовой.
Годовой отчет об исполнении Закона о Государственном бюджете Украины представляется Кабинетом Министров Украины Верховной Раде не позднее 1 мая года, следующего за отчетным. Ст. 61 Бюджетного кодекса Украины устанавливает содержание годового отчета. Он включает в себя следующие части:
1)отчет о финансовом состоянии (баланс) Государственного бюджета Украины;
2)отчет об исполнении Государственного бюджета Украины;
3)отчет о движении денежных средств;
4)информацию об исполнении защищенных статей расходов Государственного бюджета Украины;
5)отчет о бюджетной задолженности;
6)отчет об использовании средств из резервного фонда Кабинета Министров Украины;
7)информацию о состоянии государственного долга;
8)отчет о кредитах и операциях, касающихся государственных гарантийных обязательств;
9)сводные показатели отчетов об исполнении бюджетов;
10)информацию об исполнении местных бюджетов;
11)иную информацию, признанную Кабинетом Министров Украины, необходимой для объяснения отчета.
Отчет об исполнении Закона о Государственном бюджете, поданный Кабинетом Министров Украины, в двухнедельный срок рассматривает Счетная палата и готовит выводы относительно использования средств Государственного бюджета.
В свою очередь, Верховная Рада Украины рассматривает отчет об исполнении Закона о Государственном бюджете в двухнедельный термин со дня получения выводов Счетной палаты по поводу использования средств Государственного бюджета Украины.
Отчет Кабинета Министров Украины перед Верховной Радой Украины об исполнении Закона о Государственном бюджете Украины представляет министр финансов Украины. В свою очередь Верховная Рада Украины может заслушать главных распорядителей средств государственного бюджета Украины об использовании бюджетных средств.
По результатам рассмотрения Верховная Рада Украины принимается решение по отчету об исполнении Закона о Государственном бюджете Украины.
На всех этапах бюджетного процесса, уполномоченные государством органы осуществляют контроль за соблюдением бюджетного законодательства. К таким органам (субъектам) относятся: Верховная Рада Украины, Счетная палата, Министерство финансов Украины, Государственное казначейство Украины, Государственная контрольно-ревизионная служба, которые действуют на основании нормативно-правовых актов, которые определяют их правовой статус и контролирующие функции.
Объектом бюджетного контроля являются возникающие в рамках бюджетной деятельности государства бюджетные отношения между участниками бюджетного процесса на всех его стадиях. Бюджетный кодекс к таким отношениям относит отношения по составлению и рассмотрению проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы, их утверждению и исполнению, а также контролю за их исполнением.
Предмет бюджетного контроля составляет деятельность участников бюджетного процесса по надлежащему выполнению возложенных на них обязанностей, исполнение которых обеспечивает достоверное бюджетное планирование и учет, целевое, эффективное и экономное использование бюджетных средств и имущества, своевременное и полное их возмещение.
Основной целью бюджетного контроля является соблюдение законности на всех стадиях бюджетного процесса для эффективного выполнения государством и муниципальными образованиями своих задач и функций. Особое значение при этом принадлежит обеспечению неукоснительного соблюдения требований ежегодного закона о бюджете.
Налоговое право и налоговые правоотношения