Классификация расходов бюджета

Расходы бюджета — средства, которые направляются на осуществления программ и мер, предусмотренных соответствующим бюджетом, за исключением средств на погашение основной суммы долга и возврат излишне уп­лаченных в бюджет сумм. Многообразие конкретных видов бюджетных расходов обусловлено целым рядом факторов: функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, административно-тер­риториальным устройством государства, формами выде­ления бюджетных средств. Сочетание этих факторов по­рождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства.

Выделяют следующие виды классификации расходов бюджета:

—по функциям, с выполнением которых связаны рас­ходы (функциональная классификация расходов);

—по экономической характеристике операций, при проведении которых осуществляются эти расходы (экономическая классификация расходов);

—по признаку главного распорядителя бюджетных средств (ведомственная классификация расходов);

—по бюджетным программам (программная классифи­кация расходов).

Функциональная классификация расходов бюджетов представляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы государства и отражает на­правление бюджетных средств на выполнение основных функций государства, в том числе на финансирование реа­лизации нормативно-правовых актов принятых органами государственной власти на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий передаваемых на иные уровни власти.

Экономическая классификация расходов бюджета яв­ляется группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы государства по их экономическому содержанию. По экономической классификации расходы бюджета делятся на текущие расходы, капитальные расходы и кредитование за вычетом погашения, состав которых определяется Министром финансов Украины.

Текущие расходы — это платежи, предназначение кото­рых не является приобретение капитальных активов.

Капитальные расходы — включают приобретение основ­ного капитала, создание государственных запасов и резер­вов, приобретение земли и нематериальных активов и ка­питальные трансферты.

Кредитование — за вычетом погашения включает плате­жи с бюджета, в результате которых появляются требова­ния к другим финансовым объектам, которые предусмат­ривают обязательное возвращение денежных средств.

Ведомственная классификация расходов бюджета опре­деляет перечень главных распорядителей бюджетных средств. На ее основе Государственное казначейство Украи­ны и местные финансовые органы ведут реестр всех распо­рядителей бюджетных средств.

Программная классификация расходов бюджета при­меняется при формировании бюджета по программно-це­левому методу. Планирование расходов с применением программно-целевого метода предусматривает разработку, анализ и подбор программ на стадии стратегического пла­нирования. Каждая программа имеет четкую цель реали­зации, задания, сроки и этапы финансирования.

Классификация финансирования бюджета определяет источники получения финансовых ресурсов, необходимых для покрытия дефицита или же отображает направления использования средств, которые создались вследствие пре­вышение доходов над расходами. Классификация финан­сирования бюджета содержит такие разделы как:

1)финансирование по типу кредитора;

2)финансирование по типу долгового обязательства.

Классификация государственного долга содержит ин­формацию о всех непогашенных долгах органов управления для изучения их влияния на состояние экономики государ­ства. Непогашенный долг классифицируется по типу кре­дитора и по типу долгового обязательства с распределением на внешний и внутренний.

Действующим бюджетным кодексом Украины также предусмотрено, что составными частями государственного и местных бюджетов могут быть:

—общий фонд;

—специальный фонд.

Общий фонд бюджета включает:

1)все доходы бюджета, кроме тех, которые предназна­чены для зачисления в специальный фонд;

2)все расходы бюджета за счет поступлений в общий фонд бюджета;

3) финансирование общего фонда бюджета.

Специальный фонд бюджета включает:

1)бюджетные назначения на расходы за счет конкретно определенных источников поступлений;

2)гранты или подарки (в стоимостном исчислении), полученные распорядителями бюджетных средств на кон­кретную цель;

3)разницу между доходами и расходами специального фонда бюджета.

Деление бюджета на общий и специальный фонды опре­деляется законом о государственном бюджете Украины. Источники формирования специального фонда определя­ются исключительно законами Украины, (ст. 13. Бюджет­ного кодекса Украины).

В.3 Порядок рассмотрения законопроекта о Государствен­ном бюджете Украины регламентируется нормами консти­туционного и бюджетного законодательства Украины. Согласно Бюджетному кодексу Украины, вторая стадия бюджетного процесса начинается после принятия к рас­смотрению проекта Закона и подготовки его к первому чтению. В процессе подготовки проекта Закона о Государ­ственном бюджете Украины до 1 октября (или 6 октября при повторном представлении) он рассматривается народ­ными депутатами, в комитетах, депутатских фракциях и группах Верховной Рады Украины. По результатам рас­смотрения комитеты Верховной Рады Украины формируют свои предложения к проекту Закона о Государственном бюджете Украины и передают их Комитету Верховной Рады Украины по вопросам бюджета и назначают своих предста­вителей для участия в работе Комитета Верховной Раде по вопросам бюджета. После 1октября (6 октября, если проект бюджета был принят к рассмотрению после повторного представления Кабинетом Министров Украины) года, пред­шествующего плановому, принятие предложений Комите­том Верховной Рады Украины по вопросам бюджета пре­кращается (ст. 40 Бюджетного кодекса Украины).

Предложения комитетов по увеличению расходов Госу­дарственного бюджета Украины должны покрываться ис­точниками таких расходов. Предложения по уменьшению доходов Государственного бюджета Украины должны оп­ределять источники компенсации потерь доходов либо виды и объемы расходов, которые подлежат соответствующему сокращению. Каждое из предложений не должно приводить к увеличению государственного долга и гарантий в сравнении с их объемом, предусмотренным в представленном проекте Закона о Государственном бюджете Украины.

Если комитеты представляют предложения, в которых хотя бы одно из перечисленных требований не выполняет­ся, такие предложения Комитетом Верховной Рады по во­просам бюджета не будут учтены. Не допускается внесение предложений по увеличению прогноза налоговых поступ­лений, кроме тех случаев, когда по выводам таких органов как Комитет Верховной Рады по вопросам бюджета, Мини­стерство финансов Украины и Счетной палаты выявлены неточности в их расчете (п.2 ст. 40 Бюджетного кодекса Украины).

Не позднее 15 октября (20 октября при повторном пред­ставлении проекта Закона о Государственном бюджете Украины) года, предшествующего плановому, Комитет Верховной Рады по вопросам бюджета вместе с уполномо­ченными представителями Кабинета Министров Украины рассматривает предложения к проекту Закона о Государст­венном бюджете Украины и готовит заключение, а также предложения к нему, таблицы предложений субъектов законодательной инициативы, которые предлагается под­держать или отклонить и принимают по этим вопросам соответствующие решения. При этом показатели, содержа­щиеся в заключении и предложениях к проекту Закона о Государственном бюджете Украины должны быть сбалан­сированы.

Не позднее, чем за 2 дня до рассмотрения проекта Зако­на о Государственном бюджете Украины в первом чтении на пленарном заседании Верховной Рады Украины, заклю­чение и предложения к проекту Закона о Государственном бюджете Украины, а также таблицы предложений аппара­том Верховной Рады Украины распространяются среди народных депутатов Украины для ознакомления.

Рассмотрение проекта Закона о Государственном бюд­жете Украины в первом чтении на пленарном заседании Верховной Рады Украины начинается с доклада Председа­теля Комитета Верховной Рады Украины по вопросам бюджета. В обсуждении его принимают участие представи­тели комитетов Верховной Рады Украины, депутатские фракции, группы, народные депутаты Украины, предста­вители Кабинета Министров Украины и Счетной палаты.

По выводам и предложениям голосование производится следующим образом:

— если нет разногласий — голосование в целом;

— при наличии разногласий — голосование по отдель­ным статьям. Во время такого голосования рассмат­риваются предложения, которые Комитет Верховной Рады по вопросам бюджета предлагает отклонить и на рассмотрении которых настаивают их авторы.

Принятие решения по заключению и предложениям по проекту Закона о Государственном бюджете Украины счи­тается принятием проекта Закона в первом чтении.

Одобренные Верховной Радой Украины заключение и предложения комитета Верховной Рады Украины по вопро­сам бюджета приобретают статус Бюджетных заключений Верховной Рады Украины.

Проект Закона о Государственном бюджете Украины в первом чтении должен быть принят Верховной Радой Ук­раины не позднее 20 октября (25 октября, если проект За­кона принят при повторном представлении) года, предше­ствующего плановому.

После принятия Закона о Государственном бюджете Украины в первом чтении Кабинет Министров Украины в двухнедельный срок, не позднее 3 ноября (8 ноября, если проект Закона был принят к рассмотрению при повторном представлении) года, предшествующего плановому, готовит и подает проект Закона о Государственном бюджете Украи­ны, доработанный в соответствии с Бюджетными заключе­ниями Верховной Рады Украины, и сравнительную таблицу по учету предложений или отклонению их с мотивированны­ми пояснениями для рассмотрения во втором чтении.

Доработанный ко второму чтению проект Закона о Госу­дарственном бюджете Украины должен содержать тексто­вые статьи и показатели, которые предлагались Кабинетом Министров Украины в первом чтении либо одобрены Бюд­жетными заключениями Верховной Рады Украины. Если Кабинет Министров Украины предлагает новые статьи, они должны быть детально обоснованы. Цифровые показатели могут быть изменены исключительно в случаях, если ос­новные прогнозные макропоказатели экономического и социального развития Украины на следующий бюджетный период, положенные Кабинетом Министров Украины в основу проекта Государственного бюджета Украины и во время рассмотрения их во втором чтении изменились более; чем на 2 процента.

Если проект Закона о Государственном бюджете Украи­ны, подготовленный Кабинетом Министров Украины с нарушением требований, изложенных выше, он возвращается Кабинету Министров Украины в недельный срок на доработку. Доработанный проект Закона подается повтор­но на второе чтение.

Подготовленный Кабинетом Министров Украины ко второму чтению проект Закона о Государственном бюджете Украины подается Комитету Верховной Рады Украины по вопросам бюджета, который на протяжении трех дней го­товит заключения к рассмотрению проекта Закона о Госу­дарственном бюджете Украины во втором чтении.

Во втором чтении проекта Закона о Государственном бюджете Украины рассматриваются заключения Комитета Верховной Рады Украины по вопросам бюджета, включая учет Кабинетом Министров Украины Бюджетных заклю­чений Верховной Рады Украины, данных ему при подго­товке проекта Закона Украины о Государственном бюдже­те Украины ко второму чтению. Другие предложения на­родных депутатов, депутатских групп и фракций не рассмат­риваются.

Пленарное заседание по второму чтению начинается с доклада министра финансов Украины по доработанному с учетом Бюджетных заключений Верховной Рады Украины проекту Закона о Государственном бюджете Украины. Председатель комитета Верховной Рады Украины по во­просам бюджета докладывает заключение Комитета Вер­ховной Рады Украины по вопросам бюджета по учету Ка­бинетом Министров Украины Бюджетных заключений Верховной Рады Украины при подготовке проекта Закона о Государственном бюджете Украины ко второму чтению.

Второе чтение проекта Закона о Государственном бюд­жете Украины предусматривает, в.первую очередь, утвер­ждение объема доходов и расходов, объема дефицита (про­фицита) Государственного бюджета Украины, размера минимальной заработной платы и уровня обеспечения про­житочного минимума на следующий бюджетный период, с дальнейшим голосованием по каждой статье проекта Зако­на о Государственном бюджете Украины.

В Верховной Раде Украины второе чтение проекта Зако­на о Государственном бюджете Украины завершается не позднее 20 ноября года, предшествующего плановому. При этом общий объем доходов и расходов Государственного бюджета Украины, его дефицит либо профицит, размер минимальной заработной платы и уровень обеспечения прожиточного минимума на следующий бюджетный пери­од, объем межбюджетных трансфертов и другие положения, необходимые для формирования местных бюджетов, долж­ны быть приняты во втором чтении в обязательном порядке и не подлежат рассмотрению в третьем чтении.

К рассмотрению в третьем чтении проект Закона о Государ­ственном бюджете дорабатывает Комитет Верховной Рады по вопросам бюджета и не позднее 25 ноября года, предше­ствующего плановому, представляет его на рассмотрение.

Начинается третье чтение проекта Закона о Государст­венном бюджете Украины с доклада Председателя Комите­та Верховной Рады Украины по вопросам бюджета и содо­кладом министра финансов Украины. После этого Верхов­ная Рада Украины проводит голосование по предложениям Комитета Верховной Рады Украины по вопросам бюджета по статьям проекта Закона о Государственном бюджете Украины, которые не были приняты во втором чтении и по проекту Закона в целом.

Если в целом закон не принимается, то проводится голо­сование по каждому предложенному Комитетом Верховной Рады Украины предложению. Закон о Государственном бюджете Украины должен быть принят Верховной Радой Украины до 1 декабря года, предшествующего плановому.

Статьей 45 Бюджетного кодекса Украины установлен порядок определения времени нахождения проекта Закона о Государственном бюджете Украины на рассмотрении в Верховной Раде Украины. Начало исчисления времени начинается с даты представления Кабинетом Министров Украины и принятия его Верховной Радой Украины на рассмотрение. Время нахождения проекта закона в Каби­нете Министров Украины на доработке не засчитывается. В тех случаях, когда принятый Закон о Государственном бюджете Украины находится на рассмотрении у Президен­та Украины и возвращается на повторное рассмотрение в Верховную Раду Украины с мотивированными и сформу­лированными предложениями к проекту закона, это время также не засчитывается в срок нахождения проекта Закона о Государственном бюджете Украины в Верховной Раде Украины.

Если до начала нового бюджетного периода Закон о Го­сударственном бюджете Украины не вступил в силу, Каби­нету Министров Украины дано право: производить расходы бюджета Украины на цели, которые были определены в Законе о Государственном бюджете Украины на предыду­щий год и одновременно предусмотрены в проекте Закона о Государственном бюджете Украины на следующий период, предоставленном Кабинетом Министров Украины в Верхов­ную Раду Украины.

Ежемесячные расходы Государственного бюджета Ук­раины не могут превышать 1/12 части объема расходов, определенных Законом о Государственном бюджете Украи­ны на предыдущий бюджетный период, кроме погашения обязательств по долгам и долговым обязательствам Авто­номной Республики Крым и органов местного самоуправ­ления и расходов их специального фонда бюджета, который формируется за счет соответствующих поступлений.

В этот период капитальные расходы до вступления в силу Закона о Государственном бюджете Украины на текущий год не производятся, за исключением случаев объявления военного положения, объявления чрезвычайного положе­ния, либо объявления отдельных территорий зонами чрез­вычайной экологической ситуации.

Не позднее двух месяцев со дня вступления в силу Зако­на о Государственном бюджете Украины министр финансов Украины информирует Верховную Раду Украины о взятых бюджетных обязательствах и произведенных платежах по статьям, на которые бюджетные назначения в утвержден­ном бюджете не предусмотрены.

До принятия Закона о Государственном бюджете на те­кущий год, налоги, сборы и обязательные платежи взима­ются в соответствии с Законом о Государственном бюджете Украины предыдущего бюджетного периода.

В. 4 Исполнение бюджета — это обеспечение своевременного и полного поступления предусмотренных законом или ре­шением местного органа власти доходов в бюджет по каж­дому источнику, а также своевременное предоставление бюджетных назначений для обеспечения выполнения пре­дусмотренных бюджетом мероприятий.

Методы исполнения доходной части бюджета и расходов бюджета совершенно различны.

Согласно ст. 47 Бюджетного кодекса Украины органи­зация исполнения бюджета возложена:

— на Кабинет Министров Украины, который обеспечи­вает исполнение Государственного бюджета;

— на Министерство финансов Украины, которое осуще­ствляет общую организацию и управление исполне­нием государственного бюджета Украины, коорди­нирует деятельность участников бюджетного процес­са по вопросам исполнения бюджета.

Непосредственное исполнение доходной части бюджета возложено на органы Государственной налоговой службы и органы Государственного казначейства. Исполнение рас­ходной части бюджета осуществляется органами Государ­ственного казначейства, главными распорядителями бюд­жетных средств и распорядителями бюджетных средств.

Исполнить бюджет по доходам — обеспечить поступле­ние налогов, сборов, обязательных платежей в бюджет со­ответствующего уровня в соответствии с действующим за­конодательством.

Министерство финансов Украины, в соответствии с По­ложением о Министерстве финансов Украины от 26 августа 1999 года, на основе которого оно действует, прогнозирует и моделирует на текущий период и на перспективу налого­вые поступления в бюджет. Ежегодно на стадии составления проекта Государственного бюджета Украины Министерст­во финансов Украины определяет прогнозные показатели доходов бюджета и их структуру. Полномочия министра финансов Украины по определению общего уровня доходов Государственного бюджета Украины для составления пред­ложений проекта Государственного бюджета Украины за­креплены Бюджетным кодексом Украины.

Исполнение бюджета по расходам — это профинансиро­вание расходов в объеме бюджетных назначений, преду­смотренных принятым бюджетом в соответствии с бюджет­ной росписью.

Исполнение Государственного бюджета Украины по расходам предполагает шесть стадий:

1) установление бюджетных ассигнований распорядите­лям бюджетных средств на основании утвержденной бюд­жетной росписи;

2)утверждение смет распорядителям бюджетных средств;

3)принятие бюджетных обязательств;

4)получение товаров, работ и услуг;

5)осуществление платежей;

6)использование товаров, работ и услуг на выполнение бюджетных программ.

Стадийность любого процесса предполагает последова­тельную смену отдельных стадий. Закрепленный законо­дателем перечень стадий исполнения Государственного бюджета Украины по расходам в большей степени отража­ет совокупность действий участников бюджетного процес­са, чем устанавливает жесткую последовательность их со­вершения.

В Украине применяется казначейская форма обслужи­вания Государственного бюджета Украины, которая осу­ществляется Государственным казначейством Украины. Казначейское исполнение бюджета представляет собой движение денежных средств через систему банковских счетов, а также получение денежных средств бюджетопо­лучателем в наличной форме.

Согласно ст. 48 Бюджетного кодекса Украины, казна­чейская форма обслуживания состоит из:

—операций со средствами бюджета;

—расчетно-кассового обслуживания распорядителей бюджетных средств;

—контроля бюджетных полномочий при зачислении поступлений, принятии обязательств и проведении платежей;

—бухгалтерского учета и составления отчетности об исполнении Государственного бюджета.

В. 5 Сведение, составление и представление отчетности об исполнении Государственного бюджета осуществляется Государственным казначейством Украины (ст. 58 Бюджет­ного кодекса Украины).

Финансовая (бухгалтерская) отчетность — это система взаимосвязанных обобщающих показателей, которые отра­жают финансовое состояние бюджета и результаты его ис­полнения за отчетный период. Целью отчетности является предоставление полной, правдивой и непредвзятой инфор­мации о финансовом положении исполнения бюджетов пользователям для принятия экономических решений.

Финансовая отчетность составляется на основе данных бухгалтерского учета и должна включать информацию, которая является существенной и своевременной для поль­зователей, исходя из принципов беспрерывности, осмотрительности, приоритета содержания над формой и других принципов международных стандартов бухгалтерского учета. Информация, отображающаяся в финансовых отче­тах и примечаниях к ним должна быть понятной, досто­верной и сравнительной. Такая информация должна со­действовать принятию правильных экономических реше­ний путем оценки прошлых, настоящих и будущих собы­тий, подтверждение или корректирования их оценок, сделанных в прошлом. Кроме того, должна быть возмож­ность сопоставления финансовых отчетов за разные перио­ды, а также сравнения отчетности разных органов Госу­дарственного казначейства.

Отчетность об исполнении Государственного бюджета бывает оперативной, месячной, квартальной и годовой.

Годовой отчет об исполнении Закона о Государственном бюджете Украины представляется Кабинетом Министров Украины Верховной Раде не позднее 1 мая года, следующе­го за отчетным. Ст. 61 Бюджетного кодекса Украины уста­навливает содержание годового отчета. Он включает в себя следующие части:

1)отчет о финансовом состоянии (баланс) Государствен­ного бюджета Украины;

2)отчет об исполнении Государственного бюджета Ук­раины;

3)отчет о движении денежных средств;

4)информацию об исполнении защищенных статей рас­ходов Государственного бюджета Украины;

5)отчет о бюджетной задолженности;

6)отчет об использовании средств из резервного фонда Кабинета Министров Украины;

7)информацию о состоянии государственного долга;

8)отчет о кредитах и операциях, касающихся государ­ственных гарантийных обязательств;

9)сводные показатели отчетов об исполнении бюдже­тов;

10)информацию об исполнении местных бюджетов;

11)иную информацию, признанную Кабинетом Мини­стров Украины, необходимой для объяснения отчета.

Отчет об исполнении Закона о Государственном бюдже­те, поданный Кабинетом Министров Украины, в двухне­дельный срок рассматривает Счетная палата и готовит выводы относительно использования средств Государствен­ного бюджета.

В свою очередь, Верховная Рада Украины рассматрива­ет отчет об исполнении Закона о Государственном бюджете в двухнедельный термин со дня получения выводов Счетной палаты по поводу использования средств Государственного бюджета Украины.

Отчет Кабинета Министров Украины перед Верховной Радой Украины об исполнении Закона о Государственном бюджете Украины представляет министр финансов Украи­ны. В свою очередь Верховная Рада Украины может заслу­шать главных распорядителей средств государственного бюджета Украины об использовании бюджетных средств.

По результатам рассмотрения Верховная Рада Украины принимается решение по отчету об исполнении Закона о Государственном бюджете Украины.

На всех этапах бюджетного процесса, уполномоченные государством органы осуществляют контроль за соблюде­нием бюджетного законодательства. К таким органам (субъектам) относятся: Верховная Рада Украины, Счетная палата, Министерство финансов Украины, Государственное казначейство Украины, Государственная контрольно-ре­визионная служба, которые действуют на основании нор­мативно-правовых актов, которые определяют их правовой статус и контролирующие функции.

Объектом бюджетного контроля являются возникающие в рамках бюджетной деятельности государства бюджетные отношения между участниками бюджетного процесса на всех его стадиях. Бюджетный кодекс к таким отношениям относит отношения по составлению и рассмотрению про­ектов бюджетов всех уровней бюджетной системы, их ут­верждению и исполнению, а также контролю за их испол­нением.

Предмет бюджетного контроля составляет деятельность участников бюджетного процесса по надлежащему выпол­нению возложенных на них обязанностей, исполнение ко­торых обеспечивает достоверное бюджетное планирование и учет, целевое, эффективное и экономное использование бюджетных средств и имущества, своевременное и полное их возмещение.

Основной целью бюджетного контроля является соблю­дение законности на всех стадиях бюджетного процесса для эффективного выполнения государством и муниципальны­ми образованиями своих задач и функций. Особое значение при этом принадлежит обеспечению неукоснительного со­блюдения требований ежегодного закона о бюджете.

Налоговое право и налоговые правоотношения


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: