Шестерни, имеющие достаточный запас металла в зоне венца иногда восстанавливают методом вдавливания. После нагрева детали до 900-950°С с помощью пресса и специальных профильных матриц пуансонов увеличивают наружный диаметр зубчатого венца и уменьшают внутренний диаметр посадочного места. Остывшую в песке или печи деталь подвергают необходимой механической обработке и восстанавливают структуру материала шестерни химико-термической обработкой (цементация, азотирование, ТВЧ и др.)
В ряде случаев шестерни можно ремонтировать заменой или переклепкой венцов иногда с разворотом на 180°. Шестерни, имеющие трещины на зубьях или глубокими выкрашиваниями в любой части восстановлению не подлежат.
Шестерни, у которых имеются сильные износы шлицев, но зубчатый венец в пригодном для использования состоянии ремонтируют постановкой шлицевой втулки, фиксацию которой осуществляют кроме посадки с натягом штифтовыми ввертышами или сварочными точками.
У шестерен с посадкой скольжения по валу или оси заменяют втулки из цветных металлов на новые или проводят напекание антифрикционных износостойких металлокерамических или металлополимерных материалов с последующей обработкой под номинальный размер.
|
|
Ремонт рычагов, вилок переключения, втулок
Рычаги и вилки переключения чаще всего изготавливаются из легированных сталей марок 18ХГТ и 40Х.
При визуальном осмотре рычагов и вилок выбраковывают те, которые имеют изломы и аварийные изгибы, а также трещины и изломы по рабочим поверхностям.
Погнутые детали правят в холодном состоянии в тисках или под прессом, а вилки - на плите молотом.
Изношенные шаровые поверхности и нижние рабочие концы рычагов переключения восстанавливают наплавкой плавящимся электродом с последующей механической обработкой. Изношенные пазы вилок ремонтируют также наплавкой электродами марки Т-590 или СОРМАЙТ №2.