Дайте определение термину «ловкость». Перечислите основные направления в воспитании ловкости, укажите основные средства и методы

Качество ловкости представляет собой сложный комплекс способностей. Ловкостью считают: 1. способность создавать новые двигательные акты и двигательные навыки. 2. быстро переключаться с одного движения на другое при изменении ситуации. 3. выполнять сложно координационные движения. Таким образом, под ловкостью, с одной стороны, понимают определенные творческие способности человека незамедлительно формировать двигательное поведение в новых, необычных условиях, а с другой стороны, координационные его возможности. Критериями ловкости являются координационная сложность, точность движений и быстрое их выполнение. В основе этих способностей лежат явления экстраполяции, хорошая ориентация в вероятностной среде, предвидение возможной бедующей ситуации, быстрая реакция на движущийся объект высокий уровень лабильности и подвижности нервных процессов, умение легко управлять различными мышцами. В процессе тренировки для развития ловкости требуется варьирование различных условий выполнения одного и того же двигательного действия, использование дополнительной срочной информации о результате движений, формирование навыка быстрого принятия решений в условиях дефицита времени 65. Раскройте значение профессионально-прикладной физической подготовки. Перечислите задачи, средства и методические особенности проведения занятий.

Основное назначение ППФП — направленное развитие и под­держание на оптимальном уровне тех психических и физических качеств человека, к которым предъявляют повышенные требова­ния конкретная профессиональная деятельность, а также выработка функциональной устойчивости организма к условиям этой деятельности и формирование прикладных двигательных умений и навыков, преимущественно необходимых в связи с особыми внешними условиями труда. Задачи ППФП. ППФП призвана адаптировать, готовить человека не вообще к труду, а к избранному виду трудовой деятельности. Задачи ППФП: - направленное развитие физ. способностей, специфических для избранной проф. деятельности; - воспитание профессионально важных для данной деятельности псих. Качеств; - формирование и совершенствование профессионально-при­кладных умений и навыков; - повышение функциональной устойчивости организма к неблагоприятному воздействию факторов специфических условий трудовой деятельности; - сообщение специальных знаний для успешного освоения обучаемыми практического раздела ППФП и применения приобретенных умений, навыков и качеств в трудовой деятельности. Перечисленные педагогические задачи должны быть конкретизированы с учетом особенностей изучаемой профессии. Средства ППФП. Основными средствами ППФП служат физические упражнения, соответствующие особенностям конкретной профессиональной деятельности. Средства ППФП распределяются по группам по их направлен­ности: а) развитие профессионально важных физических способностей; б) воспитание волевых и других психических качеств; в) формирование и совершенствование профессионально-при­кладных умений и навыков; г) повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды. В качестве средств ППФП в практике широко применяются упражнения профессионально-прикладной гимнастики (упражне­ния без предметов и с предметами, на гимнастической стенке, скамейке, лестнице, канатах, шестах, бревне и др.) и таких массовых видов спорта, как легкая атлетика, лыжный спорт, плавание, спортивные игры и др.; туризм; специальные упражнения на различных тренажерах и тренажерных устройствах, специализированные полосы препятствий и пр. При их выборе учитывается профессионально-прикладное значение вида спорта для конкретных профессий. Формы занятий по ППФП. В средних специальных и высших учебных заведениях преимущественно используются следующие формы: 1) академические учебные занятия (комплексные и специализированные). Комплексные учебные занятия могут включать: а) средства ОФП и профессионально-прикладной физической подготовки; б) только средства ППФП из различных ее разделов. Специализированные занятия имеют более узкую, избирательную направленность (обучение прикладным действиям, совершенствование отдельных качеств); 2) занятия в период учебной практики (студентов, учащихся колледжей профессионального образования); 3) спортивно-прикладные соревнования. Высокая действенность спортивно-прикладных соревнований (и особенно по многоборьям) связана с их максимальными психофизическими нагрузками, возможностью совершенствования прикладных умений и навыков и проверки их в экстремальных ситуациях, приближенных к типич­ным условиям профессиональной деятельности. Предмет соревнований в ряде случаев могут составлять действия, характерные для того или иного труда (например, соревнования по видам пожарно-прикладного спорта у пожарных), но чаще действия, требуемые особыми внешними условиями профессиональной деятельности; 4) самост. трен. занятия по заданию пре­подавателя. Методика. Методика ППФП базируется на последовательном воплощении общепедагогических принципов и основополагающих принципов методики ФВ. Важнейшее значение для рационального построения ППФП в целом имеет обеспечение органической взаимосвязи, единства общей и специальной физической подготовки. Воплощение принципа единства общей и профессионально-прикладной физической подготовки предполагает вместе с тем определенное профилирование общей физической подготовки примени­тельно к особенностям профессии как в период овладения ею, так и в годы последующей профессионально-трудовой деятельности. В зависимости от ее специфики в этой связи целесообразно: - усиливать те из компонентов общей физической подготовки, которые более других содействуют развитию профессионально важных физических и связанных с ними способностей (по меха­низму положительного переноса тренированности), соответственно перераспределяя время и усилия, затрачиваемые в различных ее разделах; - в период становления профессиональных двигательных навыков избегать в процессе общей физической подготовки тех упраж­нений, которые могут негативно повлиять на формирование дан­ных навыков; для этого надо отчетливо представлять закономерности положительного и отрицательного переноса навыков, чтобы использовать эффект положительного переноса и не вызвать отрицательного; - включать в общую физическую подготовку в достаточном объеме тренирующие нагрузки, противодействующие неблагоприятному влиянию на здоровье и дееспособность профессиональной гиподинамии (особенно когда профессиональная деятельность отличается крайне низким уровнем двигательной активности), а также избирательно направленные комплексы физических упражнений для профилактики и коррекции отдельных отклонений в физическом состоянии и развитии организма, вероятных при хроническом воздействии неблагоприятных факторов и условий профессиональной деятельности. Основными формами занятий служат урочные формы, имеющие типичную в физическом воспитании структуру, варьируемую в зависимости от особенностей содержания и условий построе­ния занятий. Нередко, особенно в рамках обязательного курса ФВ в специальных учебных заведениях, урочные занятия, включающие материал ППФП, являются комбинированными. Профессионально-прикладные упр. в них выполняются наряду с упражнениями, используемыми в качестве средств общей физической подготовки, что, кроме прочего, обусловлено дефицитом учебного времени. Соотношение однопредметных и комбинированных занятий по курсу физического воспитания, включающему материал ППФП, зависит во многом от общего бюджета времени, выделяемого на курс в целом, и сложности решаемых задач. Чем больше время и чем сложнее задачи, тем чаще следует практиковать однопредметные занятия; если же бюджет времени мал, целесообразно при одинаковых прочих условиях большую часть занятий делать комбинированными. В качестве одной из эффективных форм организации и интенсификации занятий по ППФП практикуют соревнования в профессионально-прикладных упражнениях. Соревновательные формы занятий наиболее широко представлены, естественно, в случае углубленной специализации в избранном профессионально-прикладном виде спорта. Система занятий при этом приобретает характер специализированной спортивной тренировки и регулярного участия в состязаниях, что выдвигает особую проблему рационального сбалансирования спортивной, профессионально-образовательной и трудовой деятельности. Особую роль в осуществлении ППФП играют и не сводимые к спортивным самодеятельные физкультурные занятия, включающие профессионально-прикладные упражнения наряду с другими средствами физического самовоспитания в режиме повседневного быта и удлиненного активного отдыха (в частности, в форме ежедневной индивидуальной зарядки, физкультурно-кондиционной тренировки, туристских походов). Для реализации некоторых задач, преследуемых в ППФП, могут быть использованы кроме указанных и малые формы занятий, практикуемые в рамках производственной физической культуры.

Укажите значение физической культуры в общеобразовательной школе, дайте характеристику «Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов общеобразовательной школы».

Значение ФК в школьный период жизни человека заключается в создании фундамента для всестороннего физ. развития, укрепления здоровья, формирование разнообразных двигательных У и Н. Всё это приводит к возникновению объективных предпосылок для гармонич. развития личности. Полноценное развитие детей школьного возраста без активных физк. Занятий практически не возможно. Выявлено, что дефицит двиг. активности серьёзно ухудшает здоровье растущего организма человека, ослабляет его защитные силы, не обеспечивает полноценное физ. развитие. Кроме того, школ. возраст считается наиболее благоприятным для обучения разнообразным двиг. умениям и навыкам, что позволяет в дальнейшем значительно быстрее приспосабливаться выполнять освоенные движения в разнообразных условиях двигательной деятельности. В школ. возрасте достигается определённый уровень физ. и умств. работоспособности, что в целом позволяет успешно осваивать программный материал теоретических учебных дисциплин и физк. программ обучения. Рациональное использование досуга, в кот. элементы ФК являются эффективным средством против пассивного времяпровождения позволяет исключить негативные проявления ряда антисоциальных поступков. Физк. активность в период бурного развития организма существенно облегчает решение общевоспитательных задач. Комплексная программа ФВ 1 – 11 классов. 1996 год. В.И. Лях, Л.Б.Кофман, Г.Б. Мейксон. Задачи: 1). укрепление здоровья, содействие норм. физ. развитию; 2). Обучение жизненно важных двиг. У и Н; 3). развитие двиг. способностей (кондиционных и координационных). 4). Приобретение необх. знаний в области ФК и С; 5). Воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься ФУ, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья; 6). содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию псих. процессов и свойств личности. Цель: всестороннее развитие личности, крепкое здоровье, хорошее физ. развитие, оптимальный уровень двиг. спос-й, З и Н в области ФК, мотивы и освоенные способы осущ-ть физк.- оздор. и сп. деят-ть. Структура: пояснительная записка, содержание программного материала, примерный V двигательной активности учащихся, показатели физ. активности, методич. рекомендации по её выполнению. Содержание программного материала: 1. Базовая часть. Необходима и обязательна для каждого ученика. Без неё невозможна успешная адаптация жизни в чел. обществе и эффективное осуществление трудовой деятельности вне зависимости от того, чем бы ни хотел молодой человек заниматься в будущем. Составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере ФК и не зависит от региональных, национальных и индивидуальных особенностей ученика. 2. Дифференцированная часть (вариативная). Обусловлена необходимостью учёта индивидуальных способностей детей, региональных, нац-х и местных особенностей работы школ. Блоки: Циклич. и ациклич. локомоции. Основы движения в ходьбе, беге, прыжках; бегать в равномерном темпе до 10 мин; быстрый старт из разл. и.п.; прыжки в высоту с прямого и бокового разбега с 7-9 шагов; проплывать 25 м и т.д. Гимнастика: строевые упражнения; кувырки вперёд и назад; ходьба по бревну; висы; упоры; прыжки через скакалку. Единоборства. Осущ-е простых единоборств «бой петухов», «выталкивание из круга». Подв.игры: элементарные умения владения мячом(держание, передачи, ловля, ведение, броски). Игры в пионербол, Ф/Б, Б/Б, В/Б, Г/Б. Метание: метание разл. предметов из различных и.п.; попадать малым мячом внутрь гимн. обруча; толкать набивной мяч m= 1 кг с одного шага. Способы поведения на занятиях ФК: порядок, безопасность и гиг. нормы. Способы спорт. деятельности: осуществлять соревн. деят-ть по 1 из видов спорта. Способы физк.- оздор. деятельности: УГГ; закаливание. 3. Физиологические особенности воздействия ФУ на организм пожилых людей (55 лет и старше). Фу явл. мощным ср-вом сохранения на высоком уровне всех функц. параметров орг-ма. Движение – это наиболее физиол. атрибут жизни. Мышечная деятельность вызывает напряжение всех функц. систем, сопровождается гипоксией, что тренирует механизм регуляции, улучшает восст. процессы, совершенствует адаптацию к неблагоприятным условиям среды. Роль ФУ для пожилых людей с физиол. позиций. Под влиянием умеренных регулярных физ. нагрузок сов-ся мех-мы регуляции разл. органов и систем, а ф-ии организма носят более экономный характер. Применение ФУ способствует улучшению кровоснабжения разл. тканей, особенно скелетных мышц, что снижает гипоксические явления. Показатели ф-ий внешнего дыхания при регулярных занятиях ФУ остаются достаточно высокими у лиц пожилого возраста. Это проявляется сохранением у них должной глубины дыхания и лёг. вентиляции, ЖЕЛ, МОД и маx вентиляции лёгких. Регулярные умеренные физ. нагрузки повышают уровень метаболизма и существенно снижают показатели холестерина и липопротеидов, уменьшая возможность развития атеросклероза.

Занятия ФУ и, связанные с этим изменения функций и эмоциональные реакции, благоприятно влияют на организм людей зрелого и пожилого возраста. Наиболее ярко положительное влияние проявляется тогда, когда характер, объем, ритм, интенсивность и другие качества упр. устанавливаются с учетом тренированности, личностных особенностей и функционального состояния занимающихся. В тоже время физические нагрузки должны обеспечивать коррекцию возрастных нарушений и профилактику патологических изменений в организме.

Регулярные занятия ФУ лицами зрелого и пожилого возраста повышают функциональные возможности организма и корригируют уже развившиеся неблагоприятные изменения в органах и системах. В частности, при занятиях физическими упр. улучшается работа вегетативных и анимальных систем, поддерживаются механизмы нервной и гуморальной регуляции функций и сохраняется установившийся стереотип жизнедеятельности. Для лиц, прекративших профессиональную деятельность, лучшим способом профилактики болезней и сохранения функциональной активности являются регулярные занятия физ. упр.

Установлено, что люди зрелого возраста и пожилого возраста, хорошо физически подготовленные, успешно разучивают и запоминают упр. как при рассказе, так и при показе. У недостаточно подготовленных лиц запоминание строится преимущественно на показе. Таким образом, способность к разучиванию и запоминанию физических упр., а следовательно, и выработка двигательных навыков зависит не столько от возраста занимающихся, сколько от уровня их физической подготовленности. Наблюдения показывают, что у людей в возрасте 40 – 50 лет процесс формирования новых двигательных навыков идет достаточно быстро, после 50 лет – замедляется. Поэтому у лиц пожилого возраста формирование двигательных навыков должно быть сочетанным: словесная инструкция должна подкрепляться показом разучиваемого упр. Это положение отражает общие физиологические закономерности образования двигательного навыка на основе взаимодействия конкретно-образной (первой) и абстрактно-понятийной (второй) сигнальных систем.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: