Что думают о нас мертвые

В Талмуде обсуждается еще одно измерение бессмертия. Талмуд спрашивает: «Знают ли мертвые, что происходит в мире живых?» После длительного обсуждения Талмуд приходит к заключению, что мертвые обладают сознанием. Кабалисты объясняют, что душа человека достигает уровня, на котором она объединяется с Богом, источником всего знания, и таким образом приобщается к Его всеведению.

Умирая, человек входит в новый мир сознания. Он продолжает существовать в виде души, лишенной тела, и в то же время имеет представление о том, что происходит в физическом мире. Постепенно он научается фиксировать свое внимание на любом интересующем его событии. Сначала это выглядит страшновато. Вы знаете, что умерли. Вы можете видеть ваше собственное тело, лежащее здесь же, но отделенное от вас, вы видите своих друзей и родственников, стоящих вокруг и плачущих.

Нас учат тому, что сразу после смерти душа находится в состоянии великого смущения. А на что, в основном, обращено ее внимание? Что больше всего заставляет ее сосредоточиться? Тело, в котором пребывала душа умершего. Большинство людей отождествляет себя именно с телом, как мы уже говорили раньше. Душе трудно разорвать эту мысленную связь, и в результате первые несколько дней душа буквально находится в плену у своего бывшего тела. Об этом упомянуто в книге Ийова: «И о себе плачет его душа» (Ийов, 14:22).

Наиболее ярко это состояние проявляется в тот период, пока тело еще не похоронено. Душа бывает потрясена тем, что случилось с телом. Для нее пленительно и ужасно наблюдать, как погребальные обряды совершаются с ее собственным телом.

Конечно, в этом и заключается одна из причин, по которой иудаизм учит нас с глубочайшим уважением относиться к человеческим останкам. Можно себе представить, как больно душе видеть ее прежнее тело брошенным, где попало, подобно трупу животного.

То же касается и посмертного вскрытия тела. Что чувствует душа, когда видит, как кромсают ее тело на секционном столе? Кроме того, душа в это время еще сильно связана с телом, и потому можно думать, что страдания ее при вскрытии тела имеют не только психологический характер.

Душа, отделенная от умершего тела, большую часть времени тратит, чтобы научиться фокусировать свое внимание. Чтобы видеть, ей не нужны глаза, но у нас нет слов, чтобы описать, как именно это происходит.

Некоторые грехи, совершенные человеком при жизни, приводят к тому, что его душа после смерти пребывает в великом отчаянии и растерянности и как бы перелетает из конца в конец мира. Кабалисты называют этот процесс каф гакеле — страшное ощущение, будто тебя бросают из одного конца мира в другой. В книге Шмуэль I (25:29) сказано: «Душа государя моего ограждена оградой жизни у Господа Бога твоего, а души врагов твоих Он как бы отбросит пращою». Душа воспринимает впечатления, идущие одновременно со всех сторон, и потому она смущена и растеряна.

Как известно, вскоре после захоронения тело начинает разлагаться. Видеть это страшно и больно. Талмуд учит нас: «Черви причиняют такую же боль мертвому, какую уколы иглы — живому, как написано [Ийов, 14:22]: «И о себе плачет его душа»». Большинство комментаторов считают, что здесь имеются в виду психологические муки души, которая видит, как распадается ее земное обличие. Кабалисты называют этот процесс хибут hакевер — «наказание в могиле». То, что происходит с телом в могиле, может быть, даже хуже, чем Геhином.

Но, конечно, все зависит от человека. Чем сильнее он на протяжении своей жизни связан со своим телом и с материальным миром, тем больше его мучения после смерти. Труднее всех переживает потерю тела тот, кто при жизни был полностью сосредоточен на материальной стороне существования. А того, кто жил интенсивной духовной жизнью, судьба тела может почти не волновать. В духовной сфере он чувствует себя дома, и вскоре совсем забывает о теле. Мы знаем, что цадиков не беспокоит хибут hакевер, поскольку при жизни тело не имело для них особого значения.

Приспособление к духовному миру зависит от того, как мы приготовились к нему в этом мире. Наши мудрецы учат нас, что основное приготовление происходит посредством Торы.

Многие из нас думают о смерти, как о страшном испытании. Цадик ждет ее. Так, незадолго до смерти раби Нахман из Брацлава сказал о своем теле: «Я очень хочу сбросить с себя эту рубашонку».

Если мы действительно верим в Бога и полагаемся на Его милость, мы не должны страшиться смерти.

* * *

В нашей Традиции представлена последовательная точка зрения на душу и человеческую личность как на реальности, не подверженные временному распаду тела, называемому «смертью». И от того, как мы ведем себя в этом мире, зависит, как именно то, что мы называем «смертью», скажется на этой неуничтожимой реальности.

Евреи верят в возрождение мертвых — в тхият гамейтим. Чтобы осознать важность этого понятия, достаточно взглянуть на первые два благословения «Амиды» (или «Шмонэ-эсрэ»), молитвы, которую каждый еврей читает три раза в день.

Первое благословение говорит о Боге, как о «Великом, Могучем и Грозном», «Всевышнем, дарующем блага… помнящем добрые дела отцов [Аврагама, Ицхака и Яакова] и по любви Своей посылающем избавителя сыновьям их сыновей…»

Второе благословение начинается словами «Твое могущество вечно, Господь, Ты возвращаешь мертвых к жизни, Ты — великий избавитель…» Заканчивается оно словами о возвращении мертвых к жизни. Мы вид им, насколько ключевое место в еврейском Учении занимает это понятие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: