Психологические основы общения людей друг с другом

Тема 5.

План

1. Общая характаристика процесса общения.

2. Психологическое содержание коммуникативной стороні общения.

3. Психологическое содержание коммуникативной перцептивной стороні общения.

4. Психологическое содержание коммуникативной интерактивной стороні общения.

Большую часть своей активной жизни человек проводит в общении с другими людьми. Общаясь, человек изучает окружающий мир и людей, перенимает опыт взаимодействия с этим миром, показывает другим себя в надежде завоевать людское внимание, симпатию, похвалу, рассказывает о себе, своих переживаниях, своем понимании окружающего, сравнивает его с пониманием, переживаниями других людей, отыскивая тех, кто ближе по духу, чтобы всегда иметь того, кто поддержит, поможет и к кому можно прийти с поддержкой и помощью. Общаясь, человек созидает или разрушает, обеспечивает себе долгую память или презренное небытие.

Если даже человек нелюдим и предпочитает жизнь отшельника, он все равно включен в процесс общения, ибо в мыслях своих, своем воображении он тоже ведет бесконечные диалоги с другими людьми, рассказывая им то, что постиг он в своем одиночестве, доказывая что-то, сожалея о чем-то, а иногда обвиняя. Без общения невозможно развитие в индивиде Человека! Ибо самые важные человеческие способности способность мыслить абстрактно, способность понимать самого себя - появляются только как результат этого процесса.

В самом раннем детстве мы оказываемся

включены в этот процесс. Исследования, проведенные под руководством М.И.Лисиной с детьми младенческого возраста, показали, что уже к 4 месяцам ребенок овладевает основными навыками общения - навыками "слушания" и "разговора". Оказывается, что маленькое существо не только может внимательно смотреть на ухаживающего за ним взрослого, когда тот разговаривает с ребенком, но и "отвечать" - гулить, улыбаться, двигать ручками и ножками, "рассказывая" что-то. Более того, малыш уже в этом возрасте способен понять, когда от него требуют "слушания", когда - "говорения".

Для сравнения отметим, что в 4 месяца ребенок еще не владеет своим телом, большая часть малышей не умеет даже переворачиваться с боку на бок, сидеть, им с трудом удается удерживать в руке даже самые легкие игрушки, поэтому говорить о возможности деятельности маленького человека вообще не приходится. Значит, главной формой активности растущей личности, формой, обеспечивающей развитие ее психики в младенчестве, является именно общение. Вот почему так важно уметь правильно общаться.

Однако, что значит - правильное общение? Так как все люди включаются в этот процесс практически с рождения, то к тому моменту, когда они начинают задумываться над его особенностями, им кажется, что они могут и умеют делать все в этой области правильно. Вероятно, чтобы понять, так ли это на самом деле, надо в первую очередь разобраться в качественном своеобразии содержания и функциональных особенностях общения.

Общение определяют как сложный многоплановый процесс, в ходе которого между партнерами устанавливается контакт, они обмениваются информацией (общекультурного, профессионального, бытийного, интимно-личностного характера), организовывают, согласно социально-психологическим законам взаимодействие друг с другом, испытывают разнообразные гаммы переживаний, во многом определяемые качеством понимания внутреннего мира собеседника.

Это определение позволяет обозначить три относительно самостоятельные стороны общения. Одна из них будет связана с передачей информации, ее пониманием, обработкой, кодированием. Она получила название "коммуникативной стороны общения". Надо полагать, что именно ею обуславливается основное функциональное значение этого процесса, т.е. основная задача общения - передача и получение информации об окружающем мире и самом себе.

Вторая сторона общения названа интерактивной, она предполагает взаимодействие партнеров друг с другом, обмен между ними поведенческими актами. Функционально с ней будет связано решение проблемы взаимодействия людей.

Наконец, третья сторона общения – перцептивная. Ее функция - обеспечить понимание партнерами друг друга, видение в другом участника единого процесса взаимодействия. Эта сторона связана с воссозданием в сознании партнеров по общению образов друг друга, имеющих не только определенное внешнее представительство, но и особый внутренний мир. Возникновение образа другого порождает тотчас и определенное эмоциональное отношение к нему, которое, окрашивая весь процесс общения, может весьма существенно влиять на ход этого процесса.

Выделение коммуникативной, интерактивной и перцептивной сторон позволяет сделать более глубоким и более детальным анализ общения, однако не следует забывать, что выделение их все же искусственное, в реальной жизни это целостное явление, в котором всегда интегрировано представлено содержание всех трех составляющих.

Конечно, в зависимости от конкретной ситуации в акте общения может преобладать одна из названных сторон: либо потребность передачи и получения информации, либо необходимость организации взаимодействия, либо процесс будет полностью зависеть от эмоциональных переживаний партнеров. Так, например, на уроке-лекции, которую читает мало знакомый человек, общение будет определяться тем, как сможет он организовать передачу информации
и насколько ценной она окажется для окружающих. Когда же мы едем в городском транспорте и сталкиваемся с кондуктором, то можем обойтись вообще без слов: отдаем кондуктору определенную сумму денег, получаем билет и сдачу, спокойно отворачиваемся. А вот в общении с близкими друзьями, особенно когда мы просто ищем понимания и поддержки, главным будет являться характер возникающей перцепции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: