Практическое задание

Проиллюстрировать на подборке газетных материалов: структурные компоненты текста (дескриптивные, валюативные, нормативные, прескриптивные). Отметить в найденных текстах варианты их организации с точки зрения набора (полный, редуцированный), интенсивности (сбалансированная, акцентированная) и порядка (композиции) расположения этих элементов в тексте. Учитывая аудиторную направленность выбранного издания, оцените информационную насыщенность текстов и их информативность.

Тема 2. Функции журналистики

Темы для обсуждения, контрольные вопросы

1. Функции как сущностные характеристики СМИ. Социальное предназначение журналистики – адекватное информационное обеспечение жизнедеятельности общества. Понятие «функция». Функциональный подход к журналистике как виду деятельности: цель – средство – функционирование – результат. Целеполагающий характер журналистского труда. Какие цели Вы ставили перед собой, выбирая журналистику как профессию? Можно ли разделить их на сущностные и второстепенные?

2. Система функций журналистики. Различные подходы к классификации. Возможности и пути обобщения и систематизации подходов. Чем система функций отличается от набора функций? Система функций и связь с необходимостью «дублирования» всех процессов жизнедеятельности общества. В чем практическое значение знания функций журналистом?

3. Коммуникативные основы журналистской деятельности. Техническая роль или содержательное наполнение? Понятие коммуникации. Межличностные, специальные, массовые коммуникации. Коммуникация как основа выполнения функций. Доверие к изданию и его авторитет как условия успешного общения СМИ и аудитории. Каким образом СМИ могут налаживать контакт с аудиторией?

4. Идеологические функции. Идеология как система ориентаций в жизни общества различных его групп. Понятие «идеология» и его теоретическая нейтральность. Формы осознания действительности (дескриптивные, валюативные, нормативные и прескриптивные) в структуре идеологических представлений. Зависимость общечеловеческого характера идеологии от степени адекватности этих представлений реалиям жизни. Носители идеологии и идеологические различия. Идеологическая деятельность и массовое сознание. Структура массового сознания. Специфика взаимодействия с ним СМИ. Что такое общественное мнение и каковы его характеристики?

5. Непосредственно-организаторские функции и взаимодействие с социальными институтами. Формы и направления реализации непосредственно-организаторских функций. Характер «властных полномочий» журналистики и особенности управленческой роли журналистики в отношении социальных институтов. Какой характер носят рекомендации журналистов, высказанные ими в своих материалах о деятельности социальных институтов: обязательный или консультативный?

6. Культуроформирующие, рекламно-справочные и рекреативные функции. Культуроформирующая деятельность как часть идеологической деятельности. Журналистика в ряду институтов культуры. Понятие «культура» и всестороннее развитие человека. Подлинная культура как составляющая цивилизации. Значение культуроформирующих функций в ходе формирования новой, информационной цивилизации. Рекламно-справочные функции как продолжение культуроформирующих функций на бытовом уровне. Причины современного расширения рекламно-справочных функций в СМИ. Рекреативные функции и их роль в реализации других функций. Каковы Ваши функциональные предпочтения как журналиста-практика? Почему?

7. Функции журналистики как система и их «представленность» в разных СМИ. Взаимодействие функций журналистики. Функциональные особенности отдельных каналов, программ, изданий СМИ. Виды текстов с функциональной точки зрения: монофункциональный, полифункциональный, с доминирующей функцией. Какая функциональная организация текстов наиболее предпочтительна в журналистике и почему?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: