Способы снижения коммерческого риска

Риски являются неизбежными атрибутами коммерческой деятельности. Не существует коммерции, которая приносила бы прибыль при отсутствии рисков.

Коммерческий риск — это возможное понесение ущерба или убытков вследствие занятия коммерческой деятельностью.

В современной практике существуют следующие способы и методы уменьшения коммерческого риска:

—поиск надежных партнеров по коммерческой деятельности:

— поиск партнеров, располагающих информацией о рынке и достаточными финансовыми средствами. В слу­чае успеха с ними придется разделить часть прибыли;

— обращение к услугам внешних консультантов —экспертов Например, для проведения научно-обосно­ванных прогнозов изменения цен, спроса, действий конкурентов;

— образование специального резервного фонда за счет части прибыли для самострахования;

— передача части риска другим лицам и организациям путем страхования торгового бизнеса

В настоящее время на рынке страны работает масса частных страховых компаний, страхующих коммерче­ские операции (коммерческий риск), а также перевозки грузов. Кроме того, имеется страхование от пожаров, грабежей и других случаев, в результате которых происходит потеря материальных ценностей.

В практике биржевой торговли получило распространение страхование риска от неблагоприятных изме­нений цен по контрактам и коммерческим операциям, предусматривающим поставки (продажи) товаров в бу­дущих периодах. Такое страхование рисков называется хеджированием. Оно совершается путем встречных покупок (продаж) фьючерсных контрактов. Если на рынке предполагается продажа (закупка) реального товара, то хеджирование осуществляется путем приобретения (продажи) соответствующего по количеству и срокам ликвидации контракта, и наоборот. Таким образом, при ликвидации контракта покупатель (продавец) получит ту разницу в цене, которую он потеряет в случае неблагоприятного изменения цены на рынке реального товара.

Планирование обеспечения организации материальными ресурсами.

В условиях становления рыночного хозяйства планирование обеспечения предприятия материальными ресурсами приобретает особое значение, поскольку эффективное и своевременное планирование материального снабжения обеспечивает бесперебойную работу предприятия в условиях крайней неопределенности, что повышает его конкурентоспособность на рынке.

Целью материального планирования промышленного предприятия является обеспечение гарантии поставок сырья, материалов, полуфабрикатов при низких затратах. Планирование материально-технического обеспечения предприятий - важный инструмент предвидения рисков в деятельности предприятий.

Различают текущее (1 год и до 3 лет) и долгосрочное (более 3 лет) планирование материального обеспечения предприятия.

Долгосрочный план выражает общую стратегию предприятия.

В условиях рынка процесс долгосрочного планирования материального снабжения включает три стадии:

1.формирование целей предприятия - сбор информации об окружающей среде, отрасли, конкурентах.

2.определение основных направлений развития и прогнозирование важнейших показателей развития предприятия при сохранении действующей политики предприятия на рынке. На данной стадии выявляются отклонения между прогнозируемыми показателями развития предприятия и теми, на которые претендует предприятие и причины этих отклонений.

3.разработка новой стратегии с целью устранения отклонений между прогнозными и претендуемыми показателями развития предприятия.

На сегодняшний день предприятия осуществляют свою деятельность в условиях крайней неопределенности, что затрудняет возможности долгосрочного планирования материального обеспечения предприятий.

Поэтому целесообразным является текущее планирование материального обеспечения, которое включает:

1. исследование рынка сырья и материалов;

2. определение потребности предприятия по всей номенклатуре потребляемых материальных ресурсов;

3. составление плана закупок материальных ресурсов;

4. стоимостной анализ заготовительной сферы.

Планирование материального обеспечения предприятия является

основанием для принятия решения о закупке материальных ресурсов.

Изучение рынка сырья и материалов - один из элементов планирования материально-технического обеспечения промышленного предприятия

Целями исследования рынка сырья и материалов являются:

- достижение обозримости рынка сырья и материалов,

- возможность рациональной закупки материальных ресурсов.

Материальные ресурсы предприятия классифицируются следующим образом:

• сырье - продукция добывающих отраслей;

• основные материалы - предметы труда, составляющие основное содержание готовой продукции;

• вспомогательные материалы - предметы труда, играющие вспомогательную роль в производственном процессе;

• комплектующие детали и полуфабрикаты - предметы труда, входящие в готовую продукцию и требующие дополнительной обработки на данном Предприятии и затрат труда на сборку.

Рациональность закупки материальных ресурсов означает:

> приобретение их нужного качества,

> в необходимом количестве,

> в требуемое время,

> у надлежащего поставщика,

> по приемлемой цене.

Успешность и эффективность материального обеспечения предприятия зависит от наличия своевременной и полной информации о рынке сырья и материалов.

Изучение рынка сырья и материалов предполагает:

o систематический сбор анализ и обработку информации о предложении соответствующих видов материальных ресурсов на рынке потенциальных поставщиков, ассортименте материальных ресурсов, новых технологиях, ценах на сырье и материалы,;

o хранение информации;

o выработку четкой стратегии снабжения предприятия материальными ресурсами.

Анализ предложения сырья и материалов предлагает наличие соответствующей системы оценочных показателей, которая включает:

■ количественную оценку предложения конкретного вида сырья или материала;

■ оценка крупнейших поставщиков сырья и материалов, их доли на рынке;

■ оценку ассортимента предложения сырья и материалов, в том числе новые виды сырьевых ресурсов, их характеристику;

■ оценку и анализ уровня цен на сырье и материалы;

■ оценку перспектив развития рынка сырья и материалов с учетом тенденций развития мировой экономики.

Исследование рынка сырья и материалов со стороны предложения связано с рассмотрением множества факторов, воздействующих на производителей и продавцов:

- издержек производства,

- цен товаров,

- цен на иные товары,

- налоги,

- дотации,

- природно-климатические условия.

Более точная количественная оценка предложения материальных ресурсов на рынке дается на основе показателя емкости рынка по формуле:

Е =Q+I+E+З

где Е - емкость рынка;

Q - производство материального ресурса определенного вида;

I - импорт данного вида материального ресурса;

Е - экспорт данного вида материального ресурса;

3 -товарные запасы данного вида материального ресурса.

На основе данных о емкости рынка материальных ресурсов можно определить долю рынка каждого поставщика материальных ресурсов, которая определяется как отношение фактического объема реализации им данного вида материального ресурса к фактической емкости рынка этого ресурса.

При изучении рынка сырья и материалов применят прямые и косвенные методы.

Получение информации напрямую называют первичным исследованием рынка сырья и материалов. Выделяют четыре источника первичной информации:

1. контакты с поставщиками,

2. контакты с посредниками,

3. посещение ярмарок, вставок,

4. поездки на предприятия-поставщики.

Косвенное (вторичное) изучение рынка сырья и материалов основано на использовании уже имеющихся материалов и сведений, документов. Исходными данными для косвенного исследования рынка сырья и материалов служат:

1. обзоры состояния конъюнктуры рынка, биржевые бюллетени,

2. СМИ,

3. фирменные журналы, буклеты, каталоги, проспекты.

В ходе исследования рынка сырья и материалов вырабатывается стратегия снабжения - решается вопрос о том, приобретать или нет те или иные сырье и материалы у конкретного поставщика, либо производить их самостоятельно.

В основе классификации издержек по укрупненным группам лежит их деление на постоянные и переменные.

Постоянные издержки:

- амортизационные отчисления,

- заработная плата работников,

- арендная плата, налог на землю,

- страховые взносы,

- расходы на рекламу,

- коммунальные расходы.

Переменные издержки:

- стоимость материалов и сырья,

- топливо и нефтепродукты,

- упаковочные материалы,

- транспортные расходы,

- расходы на реализацию продукции,

- канцелярские расходы,

При выработке стратегии снабжения предприятие должно сравнить собственные затраты на производство необходимых сырья и материалов, комплектующих с ценой поставщика на эти виды сырья и материалов.

1. Зп=V*Q+С

где Зп - затраты предприятия на производство комплектующих,

V- переменные расходы предприятия на единицу комплектующих изделий,

Q -количество комплектующих изделий,

С - постоянные расходы предприятия.

2. Рр =S*Q

где Рр - цена комплектующих изделий у поставщика,

S - цена покупки комплектующих изделий.

Воспользовавшись условием равенства затрат предприятия для обоих вариантов, получим:

3. V*Q+C=S*Q

Откуда

4. Q= С/(S - V)

В данном случае при полученном значении Q - Зп= Рр

Определяя издержки предприятия на изготовление комплектующих изделий, а также затраты на их покупку у поставщика при разных значениях Q, можно выбрать наиболее выгодную стратегию снабжения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: